ТРАГЕДИЯ КОРОЛЯ – БЛАГО ДЛЯ ГОСУДАРСТВА?

Печать

Опубликовано 01.10.2021 08:00 , Автор: А.В. Болдырев Категория: Лаборатория Монархических Исследований

Донатас Банионис в роли герцога Альбанского (1971)Трагедию Уильяма Шекспира «Король Лир» обычно рассматривают в контексте предательства льстивых дочерей и верности той, что говорила правду. Мы взглянем на сюжет с иной точки зрения. С точки зрения монархо-династических отношений.
Итак. В ситуации потенциального династического кризиса, - нет наследника мужского пола, - Лир делит королевство. Вместо одного сильного королевства появляются два послабее. Более того с большой вероятностью междоусобицы, учитывая характер двух старших сестер. Более того, учитывая, что обе имеют права на отцовский престол конфликт за верховную власть более чем вероятен. Обратим внимание на младшую дочь Корделию, которую Лир оставил без наследства и которую благородный король Франции берет замуж. Но так уж и бесприданница она? Да, земли и денег ей не досталось. Но, то, что ей принадлежит по праву рождения – прав на отцовский престол у неё не отнять. Пусть она третья в очереди наследования, но история знает немало случаев, когда третьи становились первыми[1]. Герцог Бургундский, скорее всего, трезво оценил свои возможности, а также удаленность Бургундии от Англии и отступился. А француз, который наверняка отлично понимал все нюансы ситуации, рискнул. В случае успеха он мог присоединить Англию к Франции. Оставалось только дождаться междоусобицы, где претенденты на престол ослабят друг друга и прийти миротворцем с третьей наследницей, взамен погрязших в дрязгах двух других претенденток. Предвижу возражения, что благородный рыцарь ничего такого не имел в мыслях. Возможно, но как тогда объяснить его присутствие на чужой территории во главе войска, да еще и женой – потенциальной наследницей.
Дальше так и складывалось. Началась склока между старшими сестрами, обе оказались излишне романтичными и влюбленными в один и тот же объект. (При живых-то мужьях!) Далее к младшей дочери, читай к французскому королю приходит униженный Король Лир. Но не складывается. Король Франции уезжает на континент, где опасности подверглась сама Франция. Объединенные силы британцев разбивают французов. Средняя сестра отравлена. Старшая – покончила с собой. Младшая – убита. Старик-король умер от горя. К тому же убит и муж средней сестры. Остался один только Герцог Альбанский [2] - формальный наследник прежнего короля, победитель французов. Других претендентов на трон нет. Английская знать в лице Эдгара графа Глостера ему фактически присягнула. Осталось только короноваться.
Гибель людей – трагедия. Но давайте оценим, сколько бы погибло людей, и знатных и простого люда? Сколько было бы разрушено и сожжено, если бы междоусобица всё же вылилась в открытый конфликт. А так, Англия – единое стабильное государство с победоносным королем.
Но вернемся к Лиру. Понятно, что «со стороны» виднее, но попробуем порассуждать, мог ли Лир избежать такой страшной развязки?
То, что отдавать корону, делить королевство было нельзя – очевидно. А дальше? Дальше просматриваются два варианта: Первый – объявить наследницей старшую дочь и, соответственно, герцога Альбанского. Или дождаться появления внука мужского пола, провозгласить его наследником, а родителей – регентами. И та и другая ситуация в истории имели место. Таким образом, династический кризис преодолевался. Государство оставалось единым и неделимым. Внешние претенденты оставались ни с чем. Но автор решил иначе.
К слову. Вольно или не вольно, но выход пьесы пришелся аккурат на воцарение Якова I Стюарта, который сменил Елизавету I Тюдор. Смена династии, новый король по женской линии. Видимо, следует повнимательнее присмотреться к политической конъюнктуре Англии начала XVII века. Может оказаться, что пьеса написана неспроста.

[1] Например Николай I Павлович – Император Всероссийский, был третьим сыном Императора Павла I.

[2] Олбанский – в других переводах.