ГРОЗНЫЙ ВОПРОС

Печать

Опубликовано 26.10.2016 16:17 , Автор: Магнитов С.Н. Категория: Лаборатория Монархических Исследований

К вопросу о памятнике Ивану Грозному в Орле я бы хотел подойти без эмоций, прагматически. Это проще всего, чтобы понять явление. Мы не можем перенестись в историю, там пожить, чтобы понять ситуацию, поэтому мы подвержены агитации как с одной, так и с другой позиции.
Их две. 1. Памятник Грозному – кощунство, потому что принуждает помнить его изуверство 2. Памятник Грозному дань – памяти и хорошему, и плохому, иначе история будет какой-то купированной.
Прагматический подход позволяет подойти к Грозному иначе. Надо идти не от того, что он делал, а какие проблемы решал. Решишь ли ты эти проблемы хотя бы в своём мозгу? Тогда логика частного интереса, который не приемлет ничего, кроме личного, вынуждена будет измениться. 
 
Вот ты, любой человек. Молодой ещё. У тебя страна с территорией в половину Европы. На местах открыто не подчиняются бояре и мелкие племена. Твои действия?
Послать своего представителя, чтобы принудить к подчинению. Или оставить всё как есть? Тогда каждый, глядя друг на друга, они о тебе просто забудут. И страна рухнет, погружаясь в междуусобье, из которого триста лет выходили мучительно и долго.   
Так возник институт опричников. Опричники стали символом жути. Но ведь в совсем недавней истории был институт комиссаров – таких же опричников с такими же мандатами полномочий и формулой действий, только без сабли, а с револьвером. Они почему-то не стали символом жути, хотя крови полили немало.   
Дальше. Институт опричников работает неэффективно, он институт все-таки временщиков, нужно повышать личную власть, потому что ты для всех такой же князь, как и все. Равный среди равных. Твои действия? Как повысить уровень власти? Правильно, стать царем. И ты принимаешь царский статус.
Но. Всё мировое окружение против. Почему? Потому что всё не по правилам: Рюриковичи никогда не были царской династией (ведь Иван не принял имя Палеолога, бабки, хотя бы так), рукоположена монархия всего лишь митрополитом (Макарием), короче, всё не по правилам. И остальное было слишком нагло – один отказ от флорентийского униатства, к которому склонялся дед Иван Третий, чего стоит.  
Формируются угрозы со всех сторон. Твои действия? Нет никаких, кроме военных. Другого языка тогда не было. Но чтобы снять угрозы насовсем, нужно не просто победить, но и остаться на территории. Так и остались в Казанском ханстве, и Астраханском. И дальше в Сибири. А как иначе?
Итак, территория увеличилась колоссально. Давление лично на тебя утроилось. Проблем увеличилось многократно. Интриги предательства вокруг – потому что власть еще ненадёжна, кажется, что временна, неустойчива. Ты мечешься между союзниками и противниками – не зная, кто есть кто, сея кругом недоверие. Один любимец князь Курбский чего стоит! Велика была «надёжа», а предал за полушку. Жены попадают под влияние наушников и предают. Что делать? Всё, что ты делаешь – уникально на Руси, не закреплено в традиции: никогда не было царской власти, одноначалия, поэтому все поголовно против одновластия, монархии. И ты находишься между двумя крайностями: личной диктатурой или распадом и междуусобицей. Качаясь между крайностями, доказывая свою правоту в страстной переписке с Курбским, убегая на месяца от интриг и бояр в свою вотчину – мол, правьте сами (!) ты по их же зову возвращаешься и слепо действуешь на устрашение: если невозможно вызвать уважение, то хотя бы страх. Ведь иному никто не учил. Школы по созданию гигантского государства с нуля (!) тогда не было. Своей головой до всего доходил. А воевать приходилось по всему контуру границ – и возникали абсурдные вещи: территория огромная – и не защищена со всех сторон: в 1571 году Крымский хан пришёл в Москву и спалил её околотки. 
Поэтому когда Ивана негативно оценивают люди, которые и фирмы в пять человек не создали, мне странно.
 
Продолжаем: и вот против тебя собирается немилосердное по тем временам войско крымского хана, которое просто сметёт тебя – силы неравны. Ты готов отдать и Казань, и Астрахань, только не отдать Русь на истребление, поскольку по сведениям лазутчиков Крымский хан получил от турок, вместе с соединением янычар, именно эту задачу. Области уже не нужны – проще взять Москву и решить «русский вопрос» окончательно и бесповоротно. Вместе с Казанью и Астраханью.
И ты собираешь своих опричников, этих негодяев-комиссаров, которые при Молодях встали как железо, щитом, и вышли на свою последнюю битву – тогда, когда многие бояре уже торговали Русью с Польшей, Литвой и Крымским ханом. Не надо забывать, что Молоди – это около Подольска, река Пахра (!). И вот чудо – невиданная победа, сравнимая с Куликовской: Крымский хан уничтожен полностью, но твои стальные комиссары полегли все.
Власть после битвы при Молодях усилилась многократно, но пришла старость, проблемы со здоровьем, мнительность, встала проблема наследника. Что делать, кому передать власть? Ведь решая проблемы окружения и жён, не решалась, а только запутывалась, проблема наследника. Это добавит бодрости духа? Нет. А интриги будут роиться с новой силой. А они и рождались, заканчиваясь кровавой драмой.
Что делать, если герой битвы при Молодях, Воротынский был тоже … Рюриковичем, причем в 22 колене (!), но был хозяином маленькой вотчины, независимой от Русского Царства. И вот независимый боярин победил. И он Рюрикович. Сразу интриги о смещении Ивана, который к этому моменту два года не правил – он поставил некого Симеона Бекбулатовича вместо себя. Ситуация вошла в клинч, где двоим места нет. Монархия все же.
 
Мы сделали только беглый обзор проблем князя-царя Ивана, которые он решал. Поэтому чтобы оценивать его действия, моделируй формулу «Я – Иван Четвёртый – Проблема – Мои личные решения и действия». После этого можно и поговорить.
 
Открытие памятника Ивану Грозному – грозная проблема. Проханов при открытии памятника этого не скрывал. Утвердить в памяти - не значит повторять, копировать, а значит просто понимать тех, кто решал проблемы в те тугие времена. Можно не принимать – но понимать придётся.