главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ПЕРВЫЕ ГОРЧАКОВ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

ПОЧЕМУ УНИАТКА ИМЕЛА ВЛИЯНИЕ ПРИ ПРАВОСЛАВНОМ ДВОРЕ?

Печать

Опубликовано 02.11.2016 13:30 , Автор: А.В. Болдырев Категория: Лаборатория Монархических Исследований

Поводом обратиться к личности Софьи (Софии, Зои) Палеолог – племянницы последнего Византийского императора Константина XI, жены Великого князя Ивана III и бабушки Ивана IV Грозного стал сюжет в программе «Вести в субботу» от 29 октября 2016 года. В нем говорилось, что заканчиваются съемки посвященного ей сериала. Наиболее интересным стало упоминание, что Софья воспитывалась при дворе Папы Римского Сикста IV[1], а её замужество инициировал Папа Павел II. Сразу возникли вопросы, почему племянница православного императора воспитывалась при католическом дворе и почему католический иерарх вмешивается в династические вопросы православного государства?
Софья родилась в 1455-м году, через два года после падения Византийской империи. Её отец (брат Константина XI) Фома Палеолог после падения Византии бежал сначала на принадлежавший Венеции остров Корфу, потом переехал в Рим, где принял католичество и до конца жизни жил в почете и уважении. После его смерти дети находились на содержании Папы Римского, сохранилось письмо их наставника, в котором упоминается, что Папа отпускал на содержание сирот 3600 экю в год. Сейчас сложно сказать, много это или мало, но из того же письма следовало, что этого хватало на жизнь и содержание небольшого двора. Руку Софьи несколько раз предлагали европейским монархам, но наследница рухнувшей империи не вызвала интереса. Точных свидетельств, какую веру она исповедовала найти не удалось, однако факт содержания её папским двором; то, что в переписке она именуется «православной христианкой»; отсутствие упоминаний о переходе в Православие говорит о том, что скорее всего она была униаткой (о Флорентийской унии подробнее ниже).
В 1467-м году овдовел Иван III и в 1469-м Папа Павел II выступил с инициативой его брака с «греческой принцессой». Идея была встречена положительно, и в ноябре 1472-го состоялось венчание в Успенском соборе Кремля.
Здесь мы сделаем отступление и погрузимся в вопросы Православия и Католицизма XV века. Москва тогда не имела патриаршего престола. Русская церковь состояла из Киевской и Московской митрополий[2]. Митрополии находились в сложных отношениях и то объединялись, то разделялись. Главой православных христиан на территории Московского государства являлся Митрополит Московский, который до 1461-го года утверждался Патриархом Константинопольским. Однако в 1564-м году, видимо в связи с падением Византии и влияния Патриарха, Митрополит Московский Феодосий был утвержден не Патриархом, а Великим Князем Московским. То есть де-юре Московская Митрополия являлась частью Константинопольской Церкви, но де-факто обладала серьезной мерой самостоятельности.
Во время описываемых событий действовала так называемая Флорентийская Уния, учрежденная на Ферраро-Флорентийском соборе в 1439-м году. Уния предусматривала признание Православной Церковью католических догматов при сохранении православных обрядов. Причины толкнувшие Константинополь к унии понятны. Турецкая агрессия вынуждала искать союза с Европой, точнее покровительства Рима, учитывая реальное состояние Византии в первой половине XV века. Однако в Москве унию восприняли негативно. Великий князь Василий II Темный унию подписать отказался, а подписавший унию митрополит Исидор низложен. Таким образом, из-под влияния Рима ускользнула огромная паства и территория. Уния была воспринята негативно не только в Москве. Она была отвергнута большинством Восточных Церквей. Но и формально отменена не была.
Если брать иерархию в христианском мире XV века, то формально Москва подчинялась Константинополю, Константинополь – Риму. То есть Москва находилась в зоне влияния Папского престола. Однако Москва фактически взбунтовалась. И бунт был успешным. Таким образом, интерес Павла II очевиден: Посредством брака с униаткой попытаться восстановить формальную иерархию и подчинить себе Москву. Москву же, скорее всего, привлекал титул дочери Фомы Палеолога, который после гибели брата унаследовал императорский титул[3].
Брак Ивана III и Софьи, учитывая девятерых детей, явно был удачным. Софья вела себя активно, вмешивалась в государственные дела. Есть свидетельства, что именно она убедила мужа сбросить Татаро-монгольское иго в 1480-м. Мы же остановимся на передаче престола Великого Князя Московского в конце века. От первого брака у Ивана III был сын Иван Молодой, у которого, в свою очередь, был сын Дмитрий. В соответствии с правом первородства, наследником Московского престола должен был стать он. Однако ситуация сложилась сложнее. Иван умер в 1490-м и наследником стал его сын. При дворе сформировались две партии. Одна вокруг Дмитрия и его матери Елены Стефановны, вторая, - соответственно, – вокруг Софьи её старшего сына Василия. Борьба была ожесточенной и в результате завершилась победой партии Василия и Софьи. В 1502-м году Дмитрий и его мать были подвергнуты опале. В 1505-м, после смерти Ивана III Великокняжеский престол занял Василий III – отец Ивана Грозного.
Возникает вопрос. Откуда взялось влияние Софьи при Московском дворе? Титул чисто номинальный, за которым нет ни земли, ни денег, ни войск. Влиятельной родни на московской земле нет. Тем не менее, ей удалось не просто иметь влияние при дворе, но и провести на престол своего сына в обход правил престолонаследия.
Попробуем сформулировать гипотезу. Влияние Софьи при Московском дворе обеспечивалось Папством. Других сил, которые могли бы стоять за ней не просматривается. И возведение Василия на Московский Престол было частью проекта Римской Католической Церкви по установлению католического влияния на Руси в соответствии c Флорентийской Унией.
Именно поэтому становится понятной жесткая сатанизация Ивана IV Грозного в Европе, который своими действиями разрушил эти планы и, вероятно, поставил крест на каких-то гласных или негласных договоренностях. Речь идет о мести за то, что тот изменил униатству, явно зная о миссии своей бабушки.

[1] К слову, того самого, который был заказчиком Сикстинской капеллы.

[2] Киевская митрополия была учреждена Патриархом Константинопольским с подачи литовского князя Ольгерда, который не мог терпеть, что православные его подданные подчиняются Москве, с которой он постоянно ссорился.

[3] После него титул унаследовал его сын Андрей, проживавший в Италии.

Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

У нас большие п...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


ТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛ