главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

ГУСТАВ I ВАЗА –РЕФОРМАТОР ШВЕДСКОЙ ЦЕРКВИ

Печать

Опубликовано 26.11.2016 01:07 , Автор: А.В. Болдырев Категория: Лаборатория Монархических Исследований

Мы уже писали, что Петр I учреждением Священного Синода в 1721-м году вывел Русскую Православную Церковь из-под какого бы то ни было внешнего влияния и подчинил её себе. Что с точки зрения державных интересов было оправдано и целесообразно. Однако он был совершенно не оригинален в этих своих действиях. Аналогичные процессы произошли в Западной Европе почти двумя веками раньше во время Реформации. Тогда в результате богословских споров, переросших в политические и военные, от Католической Церкви отделились и стали самостоятельными Церкви Англии, Норвегии, Дании, Швеции, Исландии и еще целый ряд церковных организаций. Везде это происходило под эгидой монархов и именно монархи становились во главе вновь созданных национальных церквей. В качестве одного из примеров мы рассмотрим Шведскую Церковь. Почему именно Шведскую? Здесь имеют место чисто личные причины. Автор этих строк некоторое время жил в Швеции и имел возможность бывать в шведских церквях, разговаривать со шведами. Уже тогда мне стало понятно, что Шведская Церковь имеет четкую национальную привязку, а с точки зрения конфессиональной привязки представляет собой извод лютеранства[1].
Непосредственно шведская Реформация связана изначально с именами Олафа Ларса Петри, которые в 1517-1518-м годах были в Германии и слушали выступления Мартина Лютера против злоупотреблений Католической Церкви. Вернувшись в Швецию, они начали выступать с новым учением и были негативно встречены не только церковными иерархами, но также и простыми людьми. Сам король Швеции Густав I Ваза[2] поначалу отнесся к новому веянию отрицательно. И даже издал в 1423-м году указ, преследовавший пропаганду учения Лютера. Скорее всего, он понимал, что значит для страны религиозное противостояние и всеми силами старался предотвратить смуту. Однако в 1524-м году у него возник конфликт с Папой Климентом VII и больше отношения не возобновлялись. Кроме того имелись и соображения материального плана, о которых ниже.
Реформация в Швеции проходила постепенно. В 1525-м году начались богослужения на шведском языке. В 1526-41-м году на шведском языке издавались религиозные книги. В 1527-м году главой Шведской Церкви был провозглашен король Густав I, имущество монастырей было конфисковано в пользу короны. В 1536-м году в Уппсале был проведен Церковный Собор, который постановил считать лютеранские книги обязательными для всей Швеции.
Скорее всего, Реформация в Швеции не была совсем мирной. К сожалению, не удалось найти описания события, запечатленного на картине Карла Хелльквиста[3] «Собор епископов в Вестеросе» (Густав Ваза обличает епископа Зуннанведера в измене). Несмотря на очевидную патриотическую направленность, очевидно, что Католическая Церковь так просто сдаваться не собиралась и реформация сопровождалась конфликтами на самом высоком уровне.
 
Что приобрела Швеция от Реформации.
  1. Полную подчиненность своей Церкви интересам страны.
  2. Управляемость Церкви со стороны государства в лице монарха.
  3. Материальные приобретения в виде конфискованных церковных земель и сохранения церковных сборов в Швеции.
  4. Возможность в следующем столетии, во время Тридцатилетней войны в Германии выступить на стороне протестантов, получив существенные материальные и территориальные приобретения[4].
 
Таким образом, на примере Швеции мы увидели, как европейские монархи воспользовались Реформацией с целью устранения внешнего влияния на Церковь внутри страны и укрепления своей власти.

[1] Одно из самых старых протестантских движений в протестантизме. Свое название получило в честь своего основателя Мартина Лютера, немецкого богослова, инициировавшего борьбу с Католической Церковью.

[2] 1496 – 1460, правил с 1521-го года.

[3] 1851-1890, шведский живописец.

[4] По Вестфальскому миру 1648-го года Швеция получила Переднюю (западную) Померанию, Бременское архиепископство и епископство Ферден, а также город Висмар, входивший в состав магдебургского архиепископства; к тому же ей полагалась контрибуция в 5 миллионов талеров.

Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция