«В каждом русском есть Распутин»

Печать

Опубликовано 13.01.2017 17:27 , Автор: А.В. Болдырев Категория: Лаборатория Монархических Исследований

Монарх – явление двойственное. С одной стороны – это правитель страны, управляющий ею, олицетворяющий её и во многом отождествляемый со страной. С другой – это человек с его слабостями, пристрастиями, невежеством. И естественно возникает желание повлиять на Правителя через Человека. Нам, занимающимся исследованием монархии, невозможно обойти стороной это явление.
В нашей истории одним из наиболее известных примеров является история Григория Распутина и семьи Николая Второго. Мы говорим о семье, поскольку Распутин взаимодействовал не столько с самим императором, сколько с его семьей, в первую очередь с императрицей Александрой Федоровной и больным гемофилией наследником Алексеем. Естественно, когда на телеэкраны России вышел многосерийный фильм «Григорий Р» режиссера Андрея Малюкова, мы не могли остаться в стороне. Очевидно, что показ был приурочен к столетию с момента убийства. Наш интерес был усилен по истине звездным составом актеров: Владимир Машков, Андрей Смоляков, Екатерина Климова, Ингеборга Дапкунайте … – даже как-то сложно выделять, настолько сильный подобрался состав.
Советская историография рисовала Распутина в однозначно негативных тонах, что логично. Большевики должны были обосновать свой приход к власти и здесь компрометирующий монархию и весь «старый режим» Распутин, с его не самым образцовым образом жизни, намеками на сатанизм, сектантство, мистику и прочий «опиум для народа» был совершенно кстати. В кинематографе это нашло отражение в фильме «Агония»[1] Элема Климова.
А вот зарубежное отношение к Распутину вызывает вопросы иного свойства. Навскидку можно привести популярный в 1990-е годы мультфильм «Анастасия», где он откровенно показывается исчадием ада. За что его сатанизируют? Далее, достоверно известно, что в убийстве Распутина прямое участие принимала Британская разведка в лице Освальда Рейнера[2]. Почему они пошли на убийство – понятно. Человек, имеющий влияние на царя и его семью, жестко выступающий против участия России в войне, представлял опасность для планов Британии. Но явно было что-то еще, за что его не оставляют в покое и после смерти. И вот это заставляет задуматься о фигуре Григория Распутина как минимум как о сложном явлении в русской жизни начала прошлого века.
 
Сюжетное решение фильма «Григорий Р» было выбрано интересное. Расследование. Причем следователь заведомо нейтральный – обрусевший немец Генрих Иванович Свиттен[3]. В последней серии на вопрос о его православии он ответил, что он немец, видимо, имел в виду протестант. Ему была поставлена откровенно заказная задача: расследовать преступления Распутина. Керенскому, как и сменившим его большевикам, было жизненно важно обосновать необходимость переворота и собственного прихода к власти. И следователь, как, впрочем, и многие из его образованных сограждан, начинает работу, находясь под убеждением, что Распутин – негативное явление тогдашней жизни. Однако профессионал остается профессионалом и свою работу он начинает со сбора фактов, чтобы затем на фактах выстраивать свое заключение. Этого требует его профессиональный долг. И факты показывают, что Распутин не так прост и однозначен, как его рисуют слухи и сплетни, не таким, каким его требует изобразить глава Временного Правительства. Хлыстовство? Был заманен на их сборище. Но и только. Вообще с сектантами боролся, да так, что они его убить пытались. Убийство? Не подтвердилось. Стяжательство? Исключается. Деньги у него водились и серьезные. Но всё раздавалось на церкви, на приюты, просто людям, которые, по его мнению, в них нуждались. Влияние на императорскую семью, вмешательство в государственные дела? Было. Однако что это было за вмешательство: До предела возможного сопротивлялся участию России в европейском конфликте, который перерос, потом, в Мировую войну и закончился крушением Российской Империи, гибелью династии и кровавой смутой. Оказывал поддержку Столыпину, который не скрывал к нему своей неприязни. Поддержал назначение Коковцева, которого проверил требованием взятки. Пророком себя не считал, благословлять отказывал. Православных иерархов почитал. Зато владел целительством[4][5] и тем, что сейчас называют экстрасенсорными способностями. Видел будущее.
Здесь мы сделаем отступление и напомним, что он был единственным, кто противодействовал гемофилии царевича Алексея, вопреки всей официальной медицине. А теперь поставьте себя на место Николая Александровича – отца, у которого неизлечимо болен единственный сын. А затем на место Императора Николая Первого, одна из важнейших обязанностей которого – физически дать стране наследника, чтобы сохранить преемственность власти, покой и стабильность в Державе. Как после этого вы будете относиться к Распутину?
Пьянство? - Было. Связи с женщинами? - Были. Грешил? – Грешил[6]. Но грех – далеко не всегда уголовное преступление.
Кульминационными являются последние две серии, посвященные убийству Распутина. В них четко констатируется не просто участие Британии в заговоре, но прямая его организация и решающий выстрел. Получается, что Распутин стал жертвой склок внутри российской элиты и целенаправленных действий Британской империи. Склоки могли остаться склоками, но деятельность британского посла стала тем организующим началом, благодаря которому заговор стал реальностью. Британцы подогрели эмоции Феликса Юсупова, британцы свели Юсупова и Великого князя Дмитрия Павловича с Пуришкевичем, британцы проконтролировали и сделали контрольный выстрел. По фильму выходит, что основной виновник – Британия. Любопытно, но именно эти серии не были показаны по телевидению. Вместо них транслировался хоккейный матч.
Постепенно перед зрителем вырисовывается портрет искреннего русского патриота, принявшего за свои убеждения смерть. В своем отчете Керенскому следователь прямо заявляет, что состава преступления в действиях Распутина найти не удалось. Наоборот нужно расследовать его убийство[7]. «Распутин – русский человек. В каждом русском есть такой Распутин. Поэтому его не забудут.» - говорит Генрих Иванович Керенскому. Наверное, эти слова следует понимать как признание авторами фильма, что «старец» был органичным проявлением природы русского народа, что при всех его недостатках, был искренним патриотом. И точно не являл собой зло для России, каким его пытаются изобразить.
 
На мой взгляд, фильм очень своевременный. Меньше года осталось до столетней годовщины Октябрьской революции[8]. Это обостряет осмысление истории вековой давности. Вновь поднимает вопросы: Нужна ли была эта революция? Кому она была нужна? Кто её организовывал? А кто ей препятствовал? И фильм помогает взглянуть на события еще с одной стороны, попытаться беспристрастно осмыслить произошедшее.
 
В заключение, хотелось бы отметить отличную работу авторов фильма. Здесь нужно вновь вернуться к последним двум сериям. Вопрос: «Знал ли Распутин о своей смерти?» - озвучен. Но прямого ответа сначала нет. Есть великолепная актерская работа Владимира Машкова. Взглядом, жестом он дает понять зрителю, что знал, но принимал свой крест как неизбежность. Да и вообще, нужно поблагодарить авторов фильма за отлично сделанное кино.

[1] Любопытно, но за рубежом картина была показана в 1981-м, а в СССР – только в 1985-м. Объясняется это необходимостью советского эстетического ответа на западные штампы.

[2] По версии ряда исследователей, именно он совершил роковой выстрел в голову из револьвера.

[3] Не удалось найти свидетельств факта расследования по поручению Временного Правительства, а также существования Г.И. Свиттена. Скорее всего, всё это творческий вымысел авторов фильма.

[4] Это, кстати, признавала и советская историография, не углубляясь в объяснение необъяснимого с точки зрения марксизма.

[5] Попутно в фильме реабилитирован врач Петр Бадмаев, которого советские историки рисовали шарлатаном.

[6] Интересно, но свои грехи Распутин обосновывал положением, что «Без греха нет и покаяния, а без покаяния нет и спасения». Это положение отрицается официальной церковью, но, тем не менее, дискуссия вокруг него не прекращается и по сей день.

[7] К слову. Следствие по факту убийства Распутина велось при царе. Но было прекращено 4 марта 1917-го, через два дня после того, как министром юстиции стал А.Ф. Керенский.

[8] Которую сами большевики называли переворотом.


"Литературная Россия" № 45 23.12.2016