главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ПЕРВЫЕ ГОРЧАКОВ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

СПАСТИ ГРИМАЛЬДИ

Печать

Опубликовано 08.07.2017 20:33 , Автор: А.В. Болдырев Категория: Лаборатория Монархических Исследований

Мы занимаемся исследованиями монархий и Голливуда, поэтому фильм «Принцесса Монако», о звезде Голливуда Грейс Келли[1] ставшей в 1956-м году княгиней Монако не мог не привлечь нашего внимания. Однако, как и во многих других случаях, тема монархии оказалась лишь носителем для других тем и посылов. Теме монархии в фильме уделено не много внимания. Однако фильм весьма интересен с точки зрения взаимоотношений Европа – США (Великобритания) в современности.
 
Действие происходит летом - осенью 1962-го года. И в этом временном отрезке произошел межгосударственный конфликт, может быть практически незаметный, например, на фоне «Карибского Кризиса», однако очень интересный с точки зрения участников конфликта. Это был конфликт между государством-карликом Монако и Францией. С одной стороны – едва различимое на карте княжество, с армией, численность личного состава которой меньше числа музыкантов в военном оркестре[2], а с другой – колониальная империя[3], одна из держав-победительниц во Второй мировой войне и одно из ведущих, если не ведущее, на тот момент, государство Европы. С одной стороны – монархия, с другой – республика.
Теперь остановимся на ключевых моментах сюжета. Напомним суть конфликта между Францией и Монако. Князь Монако, желая привлечь в свою страну бизнес, отменил в своей стране подоходный налог не только для граждан, но и для юридических лиц. (Выражаясь современным языком, организовал оффшорную зону) Следствием стало массовое бегство компаний из Франции в Монако. Что категорически не понравилось президенту Франции Шарлю де Голлю. Франция тогда вела войну на севере Африки, и остро нуждалась в налоговых поступлениях. Французский лидер выдвинул Монако ультиматум: ввод подоходного налога или отключение электроэнергии и инженерных сетей[4], а в затем – установление протектората, по сути – оккупация и поглощение.
Монарх – Ренье Гримальди ведет себя не дипломатично. Вплоть до того, что бьет по лицу представителя французского правительства, позволившего себе, кстати, личный хамский выпад в адрес семьи Гримальди. Переговоры заходят в тупик. Параллельно его сестра ведет тайные переговоры с французами. Её цель – передача княжеского престола и титула её сыну, при её регентстве, но фактической ликвидации суверенитета страны. К решению проблемы подключается американка на княжеском престоле. Сначала она отказывается от крайне интересного предложения Альфреда Хичкока, чем ставит крест на своей карьере в кино, демонстративно выбрав семью и новую Родину. Затем инициирует компанию в прессе, привлекая симпатии общественности на сторону княжества. И начинает формироваться некая коалиция из стран, готовых поддержать Монако. Но тут происходит покушение на де Голля[5] и желающие выступить против Франции испаряются. Тупик, капитуляция неизбежна. Решение находит опять же американка. Она организует бал Красного Креста, на который съезжается вся Европа, включая президента Франции. Кроме того, авторы фильма особенно выделили приезд на бал Роберта Макнамары – тогдашнего министра обороны США. На балу Грейс произносит трогательную речь, а Макнамара полушепотом задает де Голлю вопрос: «Неужели вы сбросите бомбу на лужайку Грейс?». В устах министра обороны США это более чем недвусмысленный намек. В итоге Франция отказывается от вторжения и княжество сохраняется[6].
Параллельно принцесса Грейс раскрывает заговор сестры мужа.
 
Формируется следующая картина: Европейцы запутались в своих политических, финансовых и династических интригах. Дело дошло до грани вооруженного конфликта. И только вмешательство американки при тихой поддержке американского правительства, включая министерство обороны, нормализовало ситуацию.
И здесь посыл фильма очевиден: «Какая бы ни была у вас там в Европе форма правления: монархия или республика. Какими бы большими или маленькими странами вы там ни были, без нашего участия вы не разберетесь. Мы, - США, - нужны вам как гарант вашей собственной стабильности, чтобы спасти вас от самих себя».
Отметим еще одну важную деталь. В разговоре с Грейс Альфред Хичкок из всего множества фильмов, вышедших на экраны в начале 1960-х упоминает только некий «шпионский фильм с каким-то шотландцем Коннери». Очевидно, что речь идет о фильме «Доктор Ноу» - первом фильме знаменитой «Бондианы», снятом английской компанией «EON Productions» в 1962-м году. Американцы явно зачисляют англичан в число своих партнеров по наведению порядка в Европе.
 
К сожалению, сведений о конфликте между Францией и Монако в начале 1960-х очень мало. Однако даже имеющаяся информация позволяет говорить о значительном искажении истории. На это также указывают отказ нынешних представителей семьи Гримальди присутствовать на премьере и буквально разгром картины в прессе во время Каннского кинофестиваля 2014-го года. Таким образом, становится понятен явный политический заказ фильма. А также несогласие Европы на «внешнее управление».
 
Как мы уже говорили выше, с точки зрения исследования монархии картина особого интереса не представляет. Однако интерес к княжеству, сумевшему выстоять на протяжении почти 1000 лет, которое не смог покорить Людовик XIV; смог взять, но не смог удержать Наполеон; и с которым был вынужден считаться де Голль, в то время, когда рухнули куда как более мощные династии, фильм пробудил. Как и интерес к династии Гримальди, которая бессменно управляет страной всё время его существования.

[1] Более 10 фильмов, «Оскар» и слава самой кассовой актрисы своего времени.

[2] 82 человека против 85.

[3] На тот момент Франции принадлежали Алжир, Тунис и еще ряд заморских территорий.

[4] Да – да, почти как в комедии «Бриллиантовая рука».

[5] На самом деле покушение на де Голля произошло в сентябре 1961-го, за год до показанных событий. И это не единственная неточность авторов фильма.

[6] В действительности князь Ренье пошел на ряд уступок. Но об этом в фильме умолчали.

Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

У нас большие п...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


ТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛ