главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

ЦАРЬ АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ: УКРАИНА В ОБМЕН НА УНИЮ?

Печать

Опубликовано 12.09.2018 17:12 Категория: Лаборатория Монархических Исследований

В правление царя Алексея Михайловича происходили два события, которые обыденное сознание обычно не связывает между собой. Это Церковный Раскол и Воссоединение Украины с Россией. С одной стороны, события – действительно разные. Расширение границ государства, конфликт с другим государством – претендентом на эти земли; с другой – сугубо богословско-церемониальные разбирательства внутри Русской Православной Церкви. Но есть существенный момент, который наводит на понимание, что процессы взаимосвязаны. Кроме того, появляются дополнительные заинтересованные лица, причем весьма влиятельные.
 
Официальная версия гласит, что одной из задач церковной реформы было приведение церковно-служебных книг в соответствие с первоисточниками. Здесь нужно сразу оговориться, что на момент реформы Византии уже 200 лет не существовало. И живой византийской традиции не существовало. Но даже если и приводить в соответствие с книгами вышестоящей Церкви, а для Русской Патриархии – это Вселенская, то следовало бы ожидать, что для исправления русских книг будут приглашены ученые – греки. Например, из одного из монастырей Афона. Но были приглашены другие люди, совершенно из другой страны: Епифаний Славнецкий – выпускник и учитель Киевской братской школы, глава группы занимавшихся переработкой книг. Позднее к группе присоединился переводчик Арсений Грек – личность весьма колоритная, его биография – тема особого разговора. Мы же остановимся на том, что он, хоть и грек по происхождению, но обучение проходил в Венеции и Риме. А в Риме, по его собственному признанию, чтобы продолжить обучение, менял веру. В Москве он оказался после Киева. Однако в Москве был подвергнут следствию в связи с переменой веры и три года пробыл в ссылке на Соловках. Из ссылки вернулся в Москву, где был обласкан Никоном.
Вместо ожидавшихся греческих ученых богословов – киевляне.
 
Здесь нужно остановиться и разъяснить, что представляли собой Киевская братская школа и Киевская митрополия в средине XVIIвека. Киевская митрополия входила тогда в состав Католической Церкви, как поместная церковь греческого обряда. Произошло это в результате Брестской унии 1596-го года. Были приняты католические догматы и главенство Паты при сохранении православного обряда. Соответственно учебное заведение должно было готовить священников-униатов.
Как могли такие ученые исправить книги? Только одним образом – подготовить почву для расширения Брестской унии на Россию.
Между прочим, заметим, что центральная фигура Воссоединения – Богдан Хмельницкий, также получил образование у иезуитов.
 
Почему же Алексей Михайлович на это пошел?
Скорее всего, ответ следует искать в присоединении Украины. Просто так отнять у Речи Посполитой – в то время одного из сильнейших государств Европы, большой кусок территории едва ли получилось бы. Буквально недавно, в 1634-м году Россия потерпела поражение от поляков и был подписан невыгодный для России Поляновский мир, по которому за Речью Посполитой оставались Чернигов, Смоленск, Новгород-Северский, Рославль и другие города[1]. То есть противник противостоял грозный и сильный.
Но в 1654-м события пошли по другому пути. Украина была присоединена, а продолжавшаяся с разной степенью активности в течение 13 лет война завершилась победой России. И вот еще одно совпадение – война завершилась в 1667-м году и примерно с этого же времени начались активные гонения на противников Никонианства.
 
Возникает вопрос: а не имела ли здесь место сделка между Москвой и Римом? Рим давит на католическую Речь Посполитую и отдает Москве Украину политически, взамен получает расширение своей паствы на Восток, продолжая тем самым работу в рамках Брестской унии.
 
Тогда появляются новые вопросы. Уже современные.
Что представляет собой учение Русской Православной Церкви сейчас? Это вопрос философский.
Есть и финансовый вопрос: Является ли нынешний Московский Патриархат правопреемником Патриархата допетровского? Если является, то должен ли выплачивать авторское вознаграждение существующей поныне Киевской митрополии за создание никонианской доктрины? Петр Первый этот вопрос решил радикально – ликвидировал патриаршество, создал новое юридическое лицо в составе политической власти и отмел все претензии. А как обстоит дело сейчас?
 
Здесь мы сразу заявим, что поиск ответов на эти вопросы выходит за рамки нашего исследования. Хотелось бы узнать мнение профессионалов.

[1] Единственно выгодным для России условием этого мира был отказ Владислава IIIот претензий на Русский престол.

Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция