ПОЛОЦКАЯ ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ ШКОЛА

Печать

Опубликовано 02.04.2020 17:21 , Автор: Магнитов С.Н. Категория: Полоцкая дипломатическая школа

Концепция

1. 

Проблема, которую призвана решать Полоцкая Дипломатическая Школа, впервые озвучена на Первой Летней Дипломатической Школе в 2018 году на Кум-Куле (под Челябинском), которая шла под эгидой Фонда Горчакова (Москва). Мы работали по специализации Фонда – публичная дипломатия.

 

Публичная дипломатия, если говорить просто – дипломатия вне посольской системы, неофициальная. Она ещё называется народной. Смысл в том, что общение между простыми людьми и сообществами (фирмами, организациями) разных стран имеет огромный именно дипломатический эффект на уровне влияния, на уровне пиара, на уровне личных отношений и даже финансовых сделок. Поэтому Фонд поощряет именно развитие форм публичного общения для создания хорошего образа России на уровне простых отношений. Хороший образ – это фигура речи, лучше говорить о Репутации страны, что имеет огромное значение в современном мире.  

Задача понятная и благородная. Действительно, к нам приезжают миллионы иностранцев – и туристов и деловых людей - и от нас выезжают миллионы – и туристов и деловых людей. И репутация на кону постоянно – из миллионов впечатлений, отношений формируется образ страны, что начинает работать на общее  дело. Не секрет, что в 90-е «благодаря» нашим обезумевшим нуворишам, которые из боксёрского ринга упали в кресла директоров фирм и  которые считали своим долгом «показать себя» в Европе и в Мире, сложился дикий образ нашей страны. И надо признать, что эта ситуация на сегодня совершенно иная именно из-за осознания многими простой мысли: в отношении других они в первую очередь представители своей страны, а уже потом какая-то личность. Не случайно сначала все знакомятся по государству, потом по нации, потом по профессии, а только по завершении -  по имени. Именно этот сложный эффект вылился в вопрос на Первой Школе: если публичная, народная дипломатия – дипломатия, то надо ли ей, дипломатии, учить этот самый народ?  

Второй вопрос был: а почему в Фонде нет Школы Народной Дипломатии?

 

2.

Этот очевидный вопрос – не очевиден ответом. Вроде бы понятно, если есть дипломатическая миссия, конечно, ей надо учить! Но в этой очевидности есть изъян.

Народная дипломатия хороша именно тем, что в ней нет цели, намерений, заданности, профессионализма – именно в этом случае она действует. Многие вспоминают опыт народной дипломатии в советские времена, когда заученность, заданность народных дипломатов в виде писателей, творческих людей, даже рабочих и мастериц играли обратную роль – они не осуществляли дип. миссию – а напоминали выступающих на трибуне-сцене спикеров-актёров. Эффект был обратный. А почти вызывающее наличие сотрудников спец.служб удваивало обратный эффект – наши «народные делегации» становились предметом многих насмешек во всём мире. И уже в 80-е стало понятно, что людей от дуростей не удержать никакими спецслужбами, если ощущения, понимания своей миссии как миссии своей страны и народа - нет. Более того, только я слышал с десяток рассказов от съездивших за рубеж людей, о том, как они «смывались» от «своих» кгбшников. Целые истории. Иначе говоря, без внутреннего самоконтроля, самосознания внешний контроль в «народной дипломатии» не имеет перспектив.   

Таким образом, возникло две крайности: 1. не учить и отдать народную дипломатию на самотёк, или 2. муштровать, готовить профи.

Актуальность проблемы огромна. Только я за последние три года, не имея никакого желания общаться ни с какими иностранными персонажами,  – был вынужден в разных ситуациях, полукосвенно это сделать раз десять. И могу точно сказать, что подавляющее количество иностранцев у нас совершенно непростые люди с очень непростыми задачами. Наши граждане предстают перед этими непростыми людьми непрофессиональными простаками.

Короче, более профессиональная борьба за нашу страну внутри самой страны – это целая проблема именно для народной дипломатии.   

 

3.

Все крайности сходятся на золотой середине. Если отпустить народ, – то гарантирован хаос и свалка, зажать в тиски – гарантировано штампированное посмешище. Значит, необходима мера готовности-обученности при сохранении меры народности - свободы импровизации, раскованности, творчества. 

Так родилась дисциплина ДИПЛОМАТИКА – основы дипломатической деятельности на простых уровнях, в бизнесе, в культуре и проч. Именно она становится основной учебной дисциплиной Полоцкой Дипломатической Школы. 

Полоцкое – посёлок около Магнитогорска, отвечающий пяти необходимым признакам, которые мы сформировали еще в учебнике ДИПЛОМАТИЯ 2018 года:

1. Обучение должно быть приближено к полевым условиям - трудностям, чтобы дипломатия не казалась вечным тусовочным роением или командировкой в сладкий рай. То есть принципиальна удалённость, даже оторванность  от Москвы – чтобы возникло ощущение Иного Мира, что Москва по определению дать не может.  

2. Подчеркнуть наличие Иного Мира – непосредственной близостью к границе – другой юрисдикции, другой реальности, потенциальной Угрозы. А именно это направление - зона всех видов и форм угроз, требующих живого, а не абстрактного прикосновения.

3. Иметь традицию успешной дипломатии, каковой является среднеазиатская дипломатия Горчакова. Изучений этой традиции, примеров, технологий на месте. 

4. Наличие полигона для формирования дипломатического профессионального тела – в режиме физических нагрузок, стрессов, ситуаций выживания.

5. Формат принципиально самостоятельного учебно-творческого режима при полной невозможности что-то «содрать» из интернета, подменить себя на экзамене, выскользнуть от режима подготовки.

 

4.

Главное преимущество Полоцкой Дипломатической Школы – в том, что она – ДИПЛОМАТИЧЕСКАЯ, нацеленная на подготовку профессионалов, а не на погружение в некую стихию международных отношений, как в МГИМО. Международные отношения – это не профессия, дипломат – профессия.

1. Школа формирует Профессию Дипломата и проводит в Госпрофстандарт.  

2. Школа формирует научную основу Профессии Дипломат.

3. Школа формирует профильный – Дипломатический - Учёный Совет (которого нет даже в МГИМО).

4. Школа формирует Учёное Звание – Кандидат (Доктор)  Дипломатических – Наук и стратифицирует уровни квалификации дипломатов – от малого до высшего.  

 

Полоцкую Дипломатическую Школу учредила Дипломатическая Корпорация, общественно-профессиональное подразделение проектной компании ТАО. Генеральный директор ТАО и руководитель проекта Полоцкой Дипломатической Школы  Магнитов Сергей Николаевич.