В ЧЕМ ЛУКАВИТ И К КОМУ ОБРАЩАЕТСЯ ПРЕЗИДЕНТ ТОКАЕВ?

Печать

Опубликовано 13.01.2021 11:38 , Автор: Болдырев А.В. Категория: Полоцкая дипломатическая школа

К сожалению, вопрос территориальных претензий на постсоветском пространстве становится всё более и более актуальным. Это уже выходит за рамки высказываний маргинальных и полумаргинальных политиков. Проблема выносится на государственный уровень. Об этом начинают говорить на государственном уровне.

Но, «Что позволено быку – то не позволено Юпитеру». Президент страны не имеет права на дешевую агрессивную риторику, не имеет права огульно требовать отдать те или иные территории – в противном случае он рискует «потерять лицо» и заработать репутацию агрессора в глазах мирового сообщества. Особенно, если это не какое-нибудь государство-лимитроф, а большая страна с населением в десятки миллионов человек. Речь идет о статье президента Республики Казахстан Казахстана Касым-Жомарта Токаева «Независимость — самое дорогое»[1], опубликованной 5 января, буквально сразу после окончания новогодних праздников в Казахстане.

 

В общем и целом, статья выстроена в оборонительном[2] духе. Претензий к соседям нет. Зато много отсылок к заключенным официальным договорам и договоренностям в отношении фиксации границ. Но эта оборона не пацифистского толка. Помимо призывов к патриотизму, любви к родному языку, изучению истории, сохранению национальных ценностей, в статье прямо говорится: «…мы должны быть готовы защищать национальные интересы, как с помощью еды, так и с помощью камня.» Есть и обоснование прав на территорию, занимаемую сейчас Казахстаном и то, что на этой территории сейчас находится: «Наша священная земля, унаследованная от предков, – наше главное богатство. Эта огромная территория не досталась казахам в подарок от кого-либо. Наша история сегодня не измеряется лишь 1991-м или 1936 годом. Наш народ проживал в этих краях как во времена Казахского ханства, Золотой Орды, Тюркского каганата, так и в эпоху гуннов и саков. Одним словом, корни нашей национальной истории уходят глубоко в древние времена.»

 

И вот здесь позволим себе усомниться в словах уважаемого Касым-Жомарта Камелиевича. Не буду спорить. Предки нынешних казахов бывали в тех местах. Кочевникам свойственно переезжать на новое место, после того, как они опустошили предыдущее. Собственно, об этом пишет сам Токаев: «…наши граждане загрязняют наши горы, озера и степи. Они подожгли Кок-Жайляу, разбросали мусор, несли ведра с болотом Кобейтуз и врезались в машину посреди озера. Другие убивали сайгаков ради рогов.» Это ни хорошо и ни плохо. Это менталитет кочевника. Кочевник всегда уверен, что в любой момент может переехать туда, где природа еще нетронута, или сама собой, без чьего-либо участия, восстановилась после прошлого пребывания.

Да, их предки кочевали в тех местах. Но если взять хотя бы историю столиц Казахстана, так Алма-Ата – изначально – это несколько поселков на Великом Шелковом Пути, которые, время от времени захватывались монголами, Тимуром. Жили там и отдельные роды Старшего Жуза[3]. Начало современному городу было положено 4 февраля 1854 года, когда русским правительством было принято решение построить на левом берегу реки Малая Алматинка военное укрепление, получившее впоследствии название Верное[4]. Местоположение этого опорного пункта было выбрано исходя из целей обеспечения безопасности российских коммерческих интересов и торговых путей из Оренбурга на юг. В городе Верный в 1897 году проживало 22 744 человека, распределение населения по родному языку был следующим: великорусский (русский) — 58,3 %, таранчи (уйгурский язык) — 8,7 %, киргиз-кайсакский — 8,2 %, сартский — 7,0 %, малорусский (украинский) — 5,5 %, китайский — 5,4 %, татарский — 5,3 %[5]. А кто строил Алма-Ату в дореволюционное и советское время? Кто строил текстильные, машиностроительные предприятия, предприятия пищевой промышленности? Электростанции? Кто открывал школы, больницы, аптеки? Наверное, те, кто владел соответствующими знаниями и технологиями. А не те, кто крупнее юрты из войлока и деревянных реек ничего не строил.

Или нынешняя столица Казахстана Нур-Султан. Он начинался как Акмолинск - русское военное поселение в урочище Акмола. Примечательно, но инициативу проявил в 1829 году султан Конуркульджа Кудаймендин, потомок Тауке-хана. Это он обратился к российскому правительству с ходатайством об открытии внешнего округа при урочище Акмола. Ему и его родичам потребовалась русская защита от кокандцев и откочевавшего в Кокандское ханство рода Касымовых, которые совершали разорительные набеги в те места. Последующая история похожа на историю Алма-Аты, с поправкой на провинциальный статус. Рывок произошел в начале 1960-х, когда город стал центром всесоюзного освоения североказахстанской и южносибирской целины, являясь центром Целинного края, который имел всесоюзное значение в обеспечении страны зерном и с 20 марта 1961-го стал именоваться Целиноград. Тогда в город пошли союзные ресурсы. Были построены предприятия сельскохозяйственного машиностроения. Активно велась жилая и общественная застройка.

То есть обе столицы Казахстана – это заслуга, прежде всего, России и СССР.

Так может быть, уважаемому Касым-Жомарту Камелиевичу стоит обратить внимание на тех, кто строил Казахстан в его современном понимании? Кто оставил материальное наследие, которым пользуются нынешние граждане Казахстана? А не на тех, кто в тех местах переезжал с одного пастбища на другое?

 

Есть еще один важный аспект. А кто те земли защищал?

Недавно мой хороший знакомый Владимир Георгиевич Литвинов организовал в Челябинске исторические чтения по Иканской битве. В принципе, это одна из ярчайших страниц не только русской, но и всемирной военной истории, чье место ни как не меньше, чем у получившего широкую известность Фермопильского сражения «трехсот спартанцев». И я приглашаю всех познакомиться с этим событием. Однако в контексте данной статьи примечательно другое. Сражение происходило в декабре 1864-го близ селения Икан, что находится вблизи нынешнего города Туркестан на юге современного Казахстана. Так вот, в сражении участвовали с одной стороны - русская казачья сотня есаула Серова, а с другой - кокандская армия Алимкула. А где киргиз-кйасаки – предки нынешних казахов? Если, как утверждает Касым-Жомарт Токаев, это - «священная земля, унаследованная от предков», то где эти самые предки были в 1864-м году, когда на их территории находились чужие вооруженные формирования? Теоретически кокандцы должны были встретиться с киргиз-кайсаками. Даже если принять во внимание вассалитет отдельных киргиз-кайсацких племен по отношении к России, то и в этом случае против армии Алимкула должны были стоять русские и киргиз-кайсаки. Однако не было киргиз-кайсацких подразделений под Иканом. Это как если бы в 1240-м и 1242-м шведы и тевтоны встретили не войска Александра Невского, а сразу монголов. Но русские встали на защиту земли, которую считали своей.

Понятно. Кочевник – есть кочевник. В случае опасности он может откочевать туда, где опасности нет. Но если ты не хочешь защищать землю, на которой живешь, тогда, может быть, «твоя территория – ветер»?

 

Так что заявление о том, что нынешняя территория Казахстана - «унаследована от предков» внушает определенные сомнения. Или, может быть, президенту Казахстана стоит существенно расширить понятие «предки» и, соответственно, скорректировать свою политику?

 

Потом я снова перечитал статью Токаева и вдруг осознал, что многие содержащиеся в статье посылы могут быть адресованы нам. Нам также следует активно заниматься собственной историей. Аркаим, который предки русского народа построили на нынешнем Южном Урале за 2 000 лет до Новой Эры. «Шигирский идол[6]», которому 12 000 лет. На южно-уральской земле родился и творил режиссер с мировым именем Сергей Аполлинариевич Герасимов, но многие ли об этом знают? Наш язык, с которым происходит что-то непонятное и которым на государственном уровне никто всерьез не занимается, требует работы и, уже может быть, защиты. У нас степные пространства вместо того, чтобы кормить страну, пустуют. Так что и нам есть над чем задуматься в контексте статьи президента Казахстана.

 

В заключение мы вновь перефразируем уже упоминавшуюся нами поговорку: «Что не позволено Юпитеру – позволено быку». Не отягощенные официальным статусом и официальной ответственностью деятели позволяют себе говорить принципиально иначе, чем президент страны. Вот председатель Республиканского [имеется ввиду Республика Казахстан] Союза участников боевых действий на таджикско-афганской границе подполковник запаса Мурат Мухамеджанов заявил[7] что Россия не является правопреемником СССР: «Казахстан вышел последним. Вообще, можно даже сказать, что не вы правопреемники Советского Союза, а можно называть нас даже. Вы нарушили и не вышли по определенной процедуре выхода, с отдачей нескольких территорий, которые находятся в ведении Российской Федерации. Это Алтайский край, уральские земли, это Оренбург, Омск, Томск, Астрахань, Тюмень и другие города…» Как видим, звучат не просто претензии на прилегающие территории России, но и на весь бывший СССР. Так что задумываться должна не только Россия, но и другие соседи Казахстана. Обоснованием своих требований он себя не обременяет, но от этого их опасность и их агрессивность не снижается. Для нас это должно послужить негативным стимулом к работе. Когда так начнут говорить президенты, будет поздно.



[1] С русским текстом и ссылкой на источник можно познакомиться здесь: https://newtimes.kz/vlast/122661-nezavisimost-dorozhe-vsego-statia-prezidenta-kazakhstana

[2] Есть версии, что статья является ответом на высказывания российских политиков о территории Казахстана, которая подтверждается переданной 12 декабря Нотой МИД Казахстана России в связи с высказываниями депутата Госдумы Вячеслава Никонова о том, что "территория Казахстана — это большой подарок со стороны России" (https://lenta.ru/news/2020/12/12/kazakhstan/ ).

[3] Жуз – крупное родо-племенное объединение нынешних казахов и их предков.

[4] C. Alexander. Almaty. Rethinking the Public Sector // Urban Life in Post-Soviet Asia / C. Alexander, V. Buchli, C. Humphre. — University College London Press, 2007. — P. 70. — ISBN 978–0–203–94487–5.

[6] Корректнее, наверное, говорить «феномен». Есть сомнения, что явление, широко известное, как «Шигирский идол» имеет отношение к культу.