главная



ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

Курилы – наши!

Печать

Опубликовано 21.01.2021 15:09 , Автор: Виктор Веккер Категория: Полоцкая дипломатическая школа

На фоне происходящих в мире событий тема о принадлежности Южно-Курильских островов (три острова -Итуруп, Кунашир, Шикотан и островная группа Хабомаи), казалось бы, стала уже не столь актуальной. Тем не менее, это далеко не так! Россия сейчас борется за восстановление своего государственного суверенитета, составной которого является и суверенитет территориальный. А коль скоро так, то вопрос о принадлежности Южно-Курильских островов, которые, по мнению японской стороны, должны быть возвращены Японии, к сожалению, продолжает постоянно напоминать о себе, чем, в свою очередь, во многом препятствует позитивному развитию многостороннего российско-японского сотрудничества, в т.ч. и на наших дальневосточных рубежах, а также оказывает разрушительное воздействие на становление многополярного мира.

 

В соответствии с Законом РФ о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 года № 1-ФКЗ по результатам всенародного голосования ст. 67 Конституции была дополнена частью 2', согласно которой «РФ обеспечивает защиту своего суверенитета и территориальной целостности. Действия (за исключением делимитации, демаркации, редемаркации государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами), направленные на отчуждение части территории Российской Федерации, а также призывы к таким действиям не допускаются».

Анализ приведенной конституционной нормы позволяет нам сделать вывод о том, что в принципе вопрос о принадлежности Южно-Курильских островов России решен окончательно, бесповоротно и в дальнейшем обсуждению уже не подлежит. Но это для нас! Японцы же придерживаются противоположной точки зрения.

Ведь до сих пор японские СМИ, исходя желчью, призывают дождаться такого ослабления России, когда Москва сочтёт за благо преподнести Японии Курилы «на блюдечке с золотой каемочкой». Или высказывают открытые угрозы при развале России отхватить от нее территорию, значительно большую, чем Курилы. Шабаши перед посольством России в Токио под лозунгом типа «возвращения всех Курильских островов и Карафуто (Южного Сахалина)» стали систематическими. А буквально несколько дней назад официальные власти Японии на уровне Министерства обороны стали открыто угрожать сбивать все наши самолеты, находящиеся в воздушном пространстве над Южно-Курильскими островами.

Представляется, что взвешенная, достаточно деликатная политика нашего президента Путина В.В. и министра иностранных дел Лаврова С.В. по вопросу принадлежности и дальнейшей судьбы Южно-Курильских островов расценивалась японской стороной как «продолжение» той же слабости, которую она всегда «усматривала» в позиции как советского послевоенного руководства - Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева, М.С. Горбачева, так и российского руководства - Б.Н. Ельцина, что по-своему служило ей поводом для усиления попыток оказать на Россию, лично президента Путина В.В. политическое и дипломатическое давление с целью принудить пойти на территориальные уступки на условиях японской стороны.

Дело дошло до того, что 11 июня 2009 года японским парламентом была принята поправка к «Закону о специальных мерах по содействию решению проблемы Северных территорий» – где южные Курилы впервые на законодательном уровне были объявлены «исконно японской территорией» – а также утверждена японским правительством новая редакция т. н. «Основного курса по содействию решению проблемы Северных территорий» по практической реализации данного решения парламента.

В своем «ответном» заявлении от 24 июня 2009 года Государственная Дума РФ жёстко, но четко и понятно указала, что  «южные Курильские острова, как и весь архипелаг, перешли к Советскому Союзу и РФ на законных основаниях по итогам Второй мировой войны, получившим закрепление в Уставе ООН, и что суверенитет Российской Федерации в отношении Курильских островов пересмотру не подлежит». Эта позиция остается неизменной и сейчас.

В последующем эта же позиция неоднократно высказывалась В.В. Путиным, С.В. Лавровым, другими официальными лицами.

Тем не менее, есть все основания полагать, что довод о том, что «южные Курильские острова, как и весь архипелаг, перешли к Советскому Союзу и его правопреемнику Российской Федерации на законных основаниях по итогам Второй мировой войны, получившим закрепление в Уставе ООН», является недостаточным, не отражающим все исторические и правовые реалии.

Наконец, он дает серьёзный повод недругам России для негативной исторической аналогии.

Так, несколько забегая вперед, достаточно вспомнить Портсмутский мирный договор от 23 августа (5 сентября) 1905 года, заключенный сразу после окончания русско-японской войны 1904-1905 г.г. При обсуждении его условий японская сторона настаивала на передаче Японии всего острова Сахалин, против чего возражал глава русской делегации председатель Совета Министров С.Ю. Витте. «Но на это глава японской делегации - министр иностранных дел Японии Д. Комура заявил, что все прежние соглашения теперь недействительны, поскольку в действие вступили новые факторы – уничтожение русской эскадры при Цусиме, падение Порт-Артура, оккупация Сахалина и т.д.» 1) Другими словами, о. Сахалин должен быть передан Японии по результатам русско-японской войны. После переговоров не без посредничества президента США Т. Рузвельта у России все-таки была отторгнута южная часть Сахалина южнее 50-й параллели, что и было зафиксировано в этом договоре.

И теперь что получается, если сравнить эти исторические факты? А то, что агрессор Япония, как победитель в русско-японской войне 1904-1905 г.г., и жертва фашистской агрессии СССР, как победитель в Великой Отечественной войне, а в последующем и Российская Федерация, как правопреемник СССР, ставятся на одну доску.

И если в первом случае аннексия Японией южной части русского Сахалина является неправомерной, то получается, такой же неправомерной, уже по мнению японцев, является и возврат Советским Союзом Южных Курил, т.к. Советский Союз грубо нарушил условия о нейтралитете и совершил акт агрессии против Японии.

А поэтому возникает настоятельная необходимость еще раз возвратиться к правовой стороне вопроса о принадлежности Южных Курил и одновременно взглянуть на некоторые исторические факты как бы с другой стороны, в другом разрезе, дать им иную историческую и правовую оценку.

1. Вопреки существующему традиционному мнению на всех уровнях, война Советского Союза с Японией с 9 августа по 2 сентября 1945 г. – есть прямое продолжение Священной Великой Отечественной войны советского народа 1941-1945 г.г., начавшейся 22 июня 1941 года.

1.1. Эта архиважная, можно сказать, фундаментальная тема, достойная серьёзного научного исследования. Разумеется, подробно и обстоятельно раскрыть её не позволяют рамки настоящей статьи, а потому коснёмся её в самых общих чертах.

Освещение этой темы крайне важно, чтобы полностью опровергнуть все обвинения Японии в адрес СССР о нарушении последним Пакта о нейтралитете между СССР и Японией от 13 апреля 1941 г., в соответствии с которым обе стороны взяли на себя обязательство поддерживать мирные и дружественные отношения, взаимно уважать территориальную целостность и неприкосновенность друг друга, соблюдать нейтралитет в продолжение всего конфликта, если одна из договаривающихся сторон окажется объектом военных действий со стороны одной или нескольких третьих держав.

Но это обязательство как благое пожелание было прописано, как буквально сразу показали дальнейшие события, не для японской стороны. Достаточно обратиться к нашим партийно-государственным документам, воспоминаниям наших выдающихся полководцев и др. Однозначно, своими различными и многочисленными провокационными и агрессивными действиями Япония с мая 1941 года постоянно, можно сказать, ежедневно вынуждала СССР отвлекать до 1/3 численности всех своих войск на восточных границах, несмотря на то, что сам СССР в это время вел на Западном фронте тяжелейшую войну с Германией, которой та же Япония оказывала значительную помощь, одновременно продолжая активную подготовку к войне против СССР.

На сколько месяцев меньше продлилась бы война с Германией и её союзниками, имей мы возможность задействовать эти отвлекаемые на японцев военные силы против агрессоров? Однозначно, эта война могла бы закончиться значительно раньше! А сколько бы жизней наших соотечественников было бы сохранено, насколько бы меньше пострадал наш народно-хозяйственный потенциал?

Давая оценку действиям Японии в это время, можно с полной уверенностью сказать, что своей позицией и своими действиями Япония оказывала невероятно огромную помощь Германии и её союзникам в войне против нашей Родины, а потому Япония должна быть определена как прямая участница этой войны на стороне агрессоров.

Все это примерно было и указано в заявлении СССР о денонсации Пакта о нейтралитете от 5 апреля 1945 г., в котором также было констатировано, что «кроме того, Япония воюет с США и Англией, которые являются союзниками Советского Союза».

8 августа 1945 г. Советский Союз, в строгом соответствии со своими обязательствами по Ялтинскому соглашению, объявил Японии войну с 9 августа 1945 г.

В ходе Маньчжурской, Южно-Сахалинской и Курильской операций японская армия была повержена.

14 августа 1945 г. японское правительство заявило о принятии условий Потсдамской декларации, однако на деле сопротивление японских войск продолжалось до конца августа.

2 сентября 1945 г. на борту крейсера «Миссури» был подписан акт о безоговорочной капитуляции Японии. И это событие завершило не только Вторую Мировую войну.2) Это же событие также завершило советскому народу его Священную Великую Отечественную войну 1941-1945 г.г.

В состав СССР вошли южная часть о. Сахалин, Курильские острова. КВЖД и Порт-Артур в Манчжурии были отданы в аренду СССР.

1.2. Япония на тот момент была таким же фашистским государством, что и Германия с Италией.

Выделять её в какой-то разряд особого милитаристского государства нет никаких оснований. Жесточайший политический режим, отсутствие демократии, массовые преступления против мира и человечности, агрессия против других стран, концентрационные лагеря для военнопленных и мирных граждан, массовые убийства в оккупированных странах – Китае, Корее, геноцид народов, разработка и испытания бактериологического оружия на живых людях, постоянная реальная угроза нападения на СССР, провокации и диверсии на его границе, всесторонняя поддержка и помощь Германии и её союзникам в ходе войны против СССР и т.д. и т.п.

Все это представляло серьезную опасность для Советского Союза и для всего мира! Другими словами, Советский Союз, можно сказать, с первого дня заключения с Японией Пакта о нейтралитете постоянно находился в состоянии активной необходимой обороны по отношению к Японии.

Даже в приговоре Токийского военного трибунала (который Япония также официально признала в Сан-Францисском договоре) в этой связи было специально оговорено, что «Япония заключила Пакт о нейтралитете неискренне и, будучи далеко не нейтральной, какой она должна была быть в соответствии с ним, оказывала значительную помощь Германии, продолжая активную подготовку к войне против Советского Союза. Далее в нём отмечается, что «нейтралитет» Японии в войне между Германией и СССР в действительности служил и, скорее всего, был предназначен для того, чтобы служить ширмой для оказания помощи Германии до нападения самой Японии на СССР.

Доказательства, представленные Трибуналу, указывают на то, что Япония, будучи далеко не нейтральной, какой она должна была бы быть в соответствии с пактом, заключенным с СССР, оказывала значительную помощь Германии.»3).

Другими словами, Япония не только продолжала подготовку к войне против Советского Союза. Япония фактически уже вела войну против Советского Союза на стороне Германии и её союзников. Это становится особенно ясным и понятным с учетом ныне проводящихся так называемых гибридных войн.

Вспомним, в своей знаменитой речи от 2 сентября 1945 года И.В. Сталин говорил о двух очагах мирового фашизма и мировой агрессии, которые образовались накануне Второй Мировой войны: Германии – на западе и Японии – на востоке.

Нам могут возразить, что 8 августа 1945 года СССР объявил войну Японии с 9 августа 1945 года, поэтому это уже другая война. На этот вопрос ответ имеется, простой и убедительный! Да, СССР объявил Японии войну, но войну, которую Япония сама уже давно развязала и вела против него!

Поэтому для советского народа война с фашистской Японией произошла не вследствие нарушения нашей страной Пакта о нейтралитете от 13 апреля 1941 года, нарушения которого с нашей стороны не было в любом случае. Эта война  явилась прямым и необходимым продолжением нашей Священной Великой Отечественной войны, которая по сути завершилась не в Берлине, а на Дальнем Востоке уничтожением фашистской Квантунской армии.

2. Все без исключения Курильские острова – исконно российские территории.

Вопрос большой, требующий обращения к историческому материалу. Такого материала накоплено много, что позволяет существенно разобраться во всех многочисленных фактах, имеющих отношение к открытию русскими путешественниками и мореплавателями, освоению и… принадлежности России Курильских островов. Но мы остановимся на одном, действительно, фундаментальном труде, выдержавшем 3 выпуска (1995 г., 2002 г., 2015 г.), уже цитировавшемся нами - «Русские Курилы. История и современность. Сборник документов по истории формирования русско-японской и советско-японской границы», изданный коллективом авторов: Зиланов В.К., Кошкин А.А., Плотников А.Ю., Пономарёв С.А. (ООО «Издательство Алгоритм», 2015 г.).

Книга заслуживает самые лестные отзывы, имеет большое познавательное, теоретическое и практическое значение, содержит большой бесценный картографический, в т.ч. и во многом ранее неизвестный материал, а также различные важнейшие нормативные документы. Книга глубоко патриотична. Поэтому читателю намного полезнее и интереснее будет самому лично ознакомиться с этим трудом, нежели выслушивать о нём чьё-то мнение.

В книге были высказаны претензии в адрес советского послевоенного руководства - Н.С. Хрущева, Л.И. Брежнева, «перестройщика» М.С. Горбачева, а также и российских президентов - Б.Н. Ельцина и В.В. Путина, которые, по мнению авторов, недостаточно активно отстаивали российские интересы в споре с японской стороной по поводу Южно-Курильских островов.

Несколько забегая вперед, считаем необходимым сразу заявить о своем несогласии с такой оценкой действий послевоенного советского и российского руководства, о чем будет сказано ниже, со ссылкой на конкретные правовые документы.

Ну, а пока кратко перечислим конкретные исторические факты, которые весьма подробно и аргументированно изложены авторами «Русских Курил…»:

1640 г. - открытие русскими острова Сахалин.

1646 г. – открытие русскими Курильских островов.

1697 г. – посещение Камчатки и Курильских островов казаками В. Атласова. Именно тогда за островами закрепилось название Курильских.

1711 г. – начало освоения русскими Курильских островов.

К середине ХVIII в. (М. Шпанберг) – весь  архипелаг был изучен русскими и нанесен на карты.

Учитывая, что в те времена действовал принцип: издавший первым карту «новой территории» имеет преимущественное право считать ее  своим владением, даже если не он первым её открыл, «в конце ХVIII столетия вся Курильская гряда, включая  южные острова архипелага, являлась владением России.»4)

30 апреля 1779 года – изданУказ Императрицы Екатерины II о полном освобождении от сборов жителей южных Курильских островов – айнов («мохнатых курильцев»), которые состояли в российском подданстве уже с 1768 года.

Конец ХVIII в. – выход Японии из самоизоляции, объявленной еще в ХVII в. иначало политики вытеснения русских с Южных Курил, а заодно и Южного Сахалина.

Лето 1798 г. – захват японцами о.  Итуруп.

1799 г. – объявление японцами айнам островов Кунашира и Итурупа указа императора Японии о запрете торговать и контактировать с русскими.

Осень 1804 – март 1805 г.г. неудачная миссия Н.П. Резанова провести переговоры с японской стороной по поводу Южных Курил и Сахалина.

Осень 1806 г. – русские моряки на шхуне «Юнона» и тендере «Авось» под командованием М. Хвостова появились у берегов Южного Сахалина. Высадившись на берег, моряки уничтожили японские магазины и взяли в плен 4-х японцев. Местным жителям «напомнили», что Сахалин – владение Российской Империи.

Весна 1807 г.г. – «Юнона» и «Авось» вышли к Южным Курилам. На острове Итуруп японский гарнизон из 300 чел., бросив все вооружение, сбежал. По прибытии русских кораблей к Кунаширу, находившийся здесь японский гарнизон также сбежал.

26 января 1855 г. – в г. Симоде заключён первый русско-японский договор, вошедший в историю как Симодский трактат о торговле и границах. С российской стороны его подписал руководитель экспедиции вице-адмирал Е.В. Путятин.

Как показывают условия договора, «Е.В. Путятину в сложившейся обстановке при рассмотрении вопроса о границах не удалось отстоять право России на остров Итуруп, которое у нее сохранялось и в середине прошлого столетия, и русско-японская граница на Курильских островах была установлена между островами Уруп и Итуруп.

Что же касается Сахалина, то по условиям Симодского трактата, он был оставлен неразделенным. Однако фактически большая часть острова заселялась и осваивалась русскими: основывались военные посты и поселения, прокладывались дороги, осваивались месторождения каменного угля и т. д. Так, в 1869 г. на самой южной оконечности Сахалина был основан Корсаковский пост, и весь остров был объявлен местом всероссийской каторги и ссылки.

Состоявшиеся в этой связи переговоры доказали исторический приоритет России в открытии и освоении Сахалина и Курильских островов и показали несостоятельность притязаний Японии на эти дальневосточные территории. В то же время они подтвердили тот факт, что в первой половине прошлого столетия Россия не смогла закрепить своего влияния на юге Курильского архипелага и оказалась вытесненной с его южных островов.

Кроме того, под давлением различных неблагоприятных внешних обстоятельств русское правительство и дипломатия были вынуждены сделать ряд дополнительных уступок в пользу Японии. Так было в 1855, 1875 и особенно в 1905 г.»6)

25 апреля 1875 года – в Петербурге был заключен русско-японский трактат (Петербургский трактат), иногда почему-то называемый как «обменный трактат».

«Япония, наконец, отказалась от своих притязаний на южный Сахалин. За это русское правительство уступило Японии остальные Курильские острова к северу от Итурупа. Так, по Петербургскому трактату 1875 г. вся Курильская гряда оказалась в руках японцев. Важно отметить, что в действительности не было никакого «обмена» одной территории на другую, о чем нередко пишут некоторые авторы. Это был обмен, как упомянуто выше, восемнадцати Курильских островов, лежащих к северу от Итурупа (от о. Уруп до Камчатки) на отказ Японии от своих претензий на южную часть Сахалина, которым Япония не обладала и не имела там практически ни одного постоянного поселения, – японские поселения на Сахалине были летние, временные, в которых японцы жили лишь в период рыболовного сезона.»7)

В мае 1895 года Россия и Япония заключили очередной договор о торговле и мореплавании. В совместной декларации обе стороны подтвердили действие Петербургского трактата 1875 года.

23 августа (5 сентября) 1905 года был заключен уже упоминавшийся нами Портсмутский мирный договор после окончания русско-японской войны 1904-1905 г.г., по условиям которого Южный Сахалин (граница установлена по 50-й параллели) был передан Японии « в вечное и полное владение».

Но здесь необходимо дополнительно отметить, что «по инициативе японской стороны согласно протоколу № 10 к этому договору все ранее действовавшие русско-японские договоры и соглашения были объявлены аннулированными.»8)

Запомним эту «инициативу» японской стороны, закрепленную в договоре, как архиважнейший юридический факт, который полностью опровергает и делает несостоятельными все, так сказать, уже сегодняшние ссылки Японии на Симодский и Петербургский трактаты при предъявлении России территориальных претензий. Аннулировав названные договоры, Япония однозначно утратила право ссылаться на них. Кроме того, отторжение Южного Сахалина привело к утрате самого смысла Договора 1875 г., по которому Япония владела Курильскими островами в обмен на Сахалин.

Апрель 1918 г. – высадка во Владивостоке крупного карательного японского десанта.

Помимо жесточайшего террора, считай, геноцида русского населения, японские оккупационные власти вели откровенный экономический грабёж русских земель.

«В годы вооруженной интервенции на территории Советской России Япония захватила и северную часть Сахалина, оккупация которой продолжалась до 1925 г. К моменту заключения 20 января 1925 г. конвенции об основных принципах взаимоотношений между СССР и Японией фактически не существовало какого-либо действующего двустороннего соглашения, определявшего принадлежность Курильских островов (напомним, Конвенция 1875 г. была аннулирована Портсмутским договором 1905 г.).

20 января 1925 года была подписана советско-японская конвенция об основных принципах взаимоотношений, 2 прилагавшихся к ней протоколов «А» и «Б», декларации Советского правительства и 2 нот, которыми стороны обменялись между собой.

«Конвенция устанавливала двусторонние дипломатические и консульские отношения. Согласно конвенции, Япония обязалась к 15 мая 1925 года вывести свои войска с территории Северного Сахалина, который немедленно после этого на основании протокола «А» переходил под суверенитет СССР. Этим протоколом стороны также подтвердили, что ни одна из них не имеет тайного договора или соглашения с какой-либо третьей стороной, которые бы угрожали суверенитету и безопасности другой стороны. В декларации Советского правительства, приложенной к конвенции, подчеркивалось, что правительство СССР не разделяет с бывшим царским правительством политическую ответственность за заключение Портсмутского мирного договора 1905 года.» 9)

1930-е г.г. – Япония, вопреки положениям Конвенции 1925 г., проводила враждебную СССР политику, готовилась к вооруженному нападению на него. Об этом со всей очевидностью свидетельствуют документы: «Меморандум Танаки» (1927 г.), «Основные принципы национальной политики Японии» (1936 г.), «Антикоминтерновский пакт» (1938 г.), «Тройственный пакт» (1940 г.) и другие.

Кроме того, как известно, Япония ясно продемонстрировала свои агрессивные намерения по отношению к СССР, развязав военные действия в районах озера Хасан и реки Халхин-Гол (Монголия) соответственно в 1938 и 1939 г.г., завершившихся полным разгромом японских войск.

Авторами «Русских Курил…» отмечается такой интересный факт. Так, «вопрос о Южном Сахалине и Курильских островах обсуждался на советско-японских переговорах о заключении пакта о ненападении. 18 ноября 1940 г. Советское правительство заявило, что в общественном мнении СССР вопрос о таком пакте будет связываться с проблемой возвращения утраченных ранее Россией территорий Южного Сахалина и Курильских островов. Было отмечено, что если Япония не готова к постановке этих вопросов, то было бы целесообразно говорить о заключении пакта о нейтралитете, не предусматривающего разрешение территориальных проблем.»10)

Что из этого следует? Как указывалось выше, Советский Союз отказался разделить с Российской Империей политическую ответственность за утрату Южного Сахалина и всех Курильских островов в результате японской агрессии в 1904-1905 г.г. Поэтому вопрос о возврате этих территорий не сходил с повестки дня. А поскольку японская сторона «не была готова» обсудить этот вопрос, она была поставлена перед фактом, что СССР не может заключить с Японией Пакт о ненападении, но только Пакт о нейтралитете. Всё разумно и логично!

13 апреля 1941 года упоминавшийся Пакт о нейтралитете СССР и Япония заключили, Пакт, через который японцы переступили тут же, как только гитлеровская Германия совершила 22 июня 1941 года вероломное нападение на Советский Союз.

В подтверждение этого вероломства достаточно привести  заявление (май, 1941)министра иностранных дел Японии Мацуока министру иностранных дел Германии Риббентропу:

«Никакой японский премьер-министр или министр иностранных дел не сумеет заставить Японию остаться нейтральной, если между Германией и СССР возникнет конфликт. В этом случае Япония будет вынуждена, естественно, напасть на Россию на стороне Германии. Тут не поможет никакой Пакт о нейтралитете».

25 июня 1941 года тот же Мацуока уже в беседе с советским послом заявил о «вторичности» для Японии Пакта о нейтралитете по сравнению с ее обязательствами по Тройственному пакту с Германией и Италией.

Согласитесь, это заявление японской стороны помимо обещаний англосаксов (полёт Гесса), безусловно также было расценено Гитлером как «существенная гарантия», послужившая ему очередным поводом и «моральной опорой» для нападения на СССР, что является еще одним убедительным доказательством  международно-правовой вины Японии также и в подстрекательстве Германии на войну с СССР!

4 февраля – 11 февраля 1945 г.г. – Ялтинская конференция глав правительств трёх союзных держав И. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля.

На Ялтинской конференции Советский Союз обязался вступить в войну с Японией через два-три месяца после капитуляции Германии. При этом было получено согласие союзников на «восстановление прежних прав России, нарушенных предательским нападением японцев в 1904 году» (Курсив наш – В.В.).

Обратите внимание, речь шла не о передаче, а о восстановлении прежних прав России.

Согласно достигнутым договоренностям, СССР возвращал контроль над южной частью Сахалина и Курильскими островами, получал право на использование военно-морской базы в Порт-Артуре и Китайско-Восточной железной дороги.

5 апреля 1945 года - Заявление СССР о денонсации заключенного с Японией Пакта о нейтралитете, как «потерявшего силу». В нём, в частности, указано: «обстановка изменилась в корне... Япония, союзница Германии, помогает последней в ее войне против СССР. Кроме того, Япония воюет с США и Англией».

8 августа 1945 г. – объявление Советским Союзом войны Японии.  

2 сентября 1945 г. – Япония подписала акт о капитуляции, хотя советским вооруженным силам пришлось проводить десантные операции ещё 3 и 4 сентября 1945 г.

2 февраля 1946 года Указом Президиума Верховного Совета СССР установлено, что «с 20 сентября 1945 года вся земля с её недрами, лесами и водами на территории южной части Сахалинаи Курильских островов является государственной собственностью СССР».

Как уже указывалось выше, Портсмутским договором 1905 года были аннулированы все предыдущие договора и соглашения. Но тогда, если какого-либо другого соглашения по поводу принадлежности Курильских островов заключено не было, получается, что Япония владела этими островами в течение 40 лет лишь де-факто, без всяких на то юридических оснований.

А поэтому Указ Президиума Верховного Совета СССР от 02.02.1946 г. является законным и обоснованным, поскольку Советский Союз имел все правовые основания требовать возвращения и Южного Сахалина и всех без исключения Курильских островов.

8 сентября 1951 года был подписан Сан-Францисский мирный договор  — договор между частью стран антигитлеровской коалиции и Японией.  Договор прекратил состояние войны между подписавшими его союзниками и Японией, закрепил порядок выплаты репараций союзникам и компенсаций пострадавшим от японской агрессии странам. Представители Советского Союза, Чехословакии и Польши, участвовавшие в конференции, отказались его подписать. Глава советской делегации, первый заместитель министра иностранных дел СССР А.А. Громыко расценил договор как сепаратный мир и сделал упор на то, что на конференцию не пригласили представителей КНР, и в тексте договора не закреплены территориальные права Китая на Тайвань, Пескадорские и Парасельские острова,  а также суверенитет СССР над Южным Сахалином и Курильскими островами.

Тем не менее, необходимо отметить такой существенный юридический факт, что по условиям указанного Сан-Францисского мирного договора, Япония признавала утрату своего суверенитета над Тайванем и Пескадорскими островами, Парасельскими островами и островами Спратли, над Кореей, отказалась от «всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года» (Курсив наш – В.В.).

В октябре 1951 года японский парламент ратифицировал Сан-Францисский мирный договор, согласившись со всеми условиями безогороворочной капитуляции.

На этом можно было бы и закончить. Япония побеждена. Но ее реваншизм стал вновь пышно произрастать. Поэтому представляется очень важным напомнить японским реваншистом, что сама история убедительно подтверждает, что южная часть Сахалина со всеми прилегающими к нему островами и все без исключения Курильские острова являются исконно российской территорией и были не просто переданы по результатам войны, а возвращены СССР, правопреемником которого является Российская Федерация (Россия), благодаря Великой Победе в Священной Великой Отечественной войне над Германией, Японией и их союзниками.

3. Послевоенная история советско-российско-японских отношений по вопросу о принадлежности Южных Курил.

По окончании Второй Мировой войны Советский Союз стал мировой державой. Ведущие западноевропейские страны развязали против него так называемую «холодную войну», которую следует рассматривать как навязанный нам способ сосуществования в послевоенном мире, суть которого составила идеологическая конфронтация просоветского и проамериканского блоков: как минимум - не допустить дальнейшего расширения сферы влияния Советского Союза и его коммунистической идеологии («доктрина сдерживания социализма»), и как максимум - сделать все, чтобы заставить СССР уйти к своим прежним границам («доктрина отбрасывания социализма»).

Таким образом, международные отношения во второй половине 40-х - начале 50-х гг. для Советского Союза были крайне сложными и даже кризисными. А резкая диспропорция в развитии производственно-хозяйственного механизма в стране и на Дальнем Востоке, в частности, вследствие тяжелой и изнурительной войны настоятельно требовала установления стабильных и взаимовыгодных торгово-экономических отношений с Японией. Экономики наших стран дополняли друг друга и нуждались друг в друге, поскольку Советскому Союзу были необходимы японские инвестиции, технологии, различные товары потребительского спроса, а Японии были необходимы советские природные ресурсы - нефть, газ, уголь, железная руда и древесина и т.д.

3.1. 1946–1960-е годы. Восстановление отношений с Японией.

Еще раз отметим, что правомерность факта возвращения Советскому Союзу Курильских островов никогда не признавалась Японией, что служило и, к сожалению, продолжает и всё ещё служить препятствием к заключению с нею мирного договора и установлению более тесных взаимовыгодных отношений между двумя государствами.

Советский Союз использовал острова как часть противолодочной сети, охранявшей устье Охотского моря. В первой половине 1950-х годов к территориальной проблеме примешались другие – права японцев на рыболовство в Охотском море и у берегов советских приморских провинций, а также репатриация японских военнопленных. Переговоры были нелегкие, однако 19 октября 1956 года Советским Союзом и Японией была подписана Совместная декларация, которая предусматривала восстановление дипломатических отношений и прекращение войны. Обе стороны также договорились продолжить переговоры по мирному договору, включая территориальные вопросы.

Совместная декларация была утверждена парламентом Японии 5 декабря 1956 г. и ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 8 декабря 1956 г.

В этой связи обращает на себя ст. 9 Декларации, которую приводим полностью, чтобы иметь возможность дать ей адекватное буквальное толкование:

«9. Союз Советских Социалистических Республик и Япония согласились на продолжение после восстановления нормальных дипломатических отношений между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией переговоров о заключении мирного договора.

При этом Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией.»11)
         Да, в ч. 2 этой статьи Декларации говорится о передаче островов Хабомаи и острова Сикотан (Шикотан) в будущем. Однако, какие правовые последствия возникнут после такой передачи, в Декларации не указано. То ли это будет передача с переходом права собственности на эти острова, то ли передача в виде возмездной или безвозмездной аренды, то ли передача на условиях «простого товарищества» или оперативного управления… Мы можем делать только одни предположения, дальше которых не уйдем. И юридическими фактами эти предположения уже никогда не станут. Более того, редакция этой нормы, полагаем, способна даже разочаровать японскую сторону. И вот, почему!

Так, например, если Советский Союз согласно этой норме был готов, пусть даже и в будущем, передать Японии два острова, значит, он является их собственником, поскольку такие акты распоряжения в отношении правовых объектов может осуществлять лишь только их собственник. Другими словами, получается, что и Советский Союз, и Япония в Декларации от 19 октября 1956 года совместно подтвердили факт принадлежности Советскому Союзу Южно-Курильских островов. А коль скоро так, то возникает вопрос, о чём тогда еще вести речь? Наконец, в Декларации указывается о будущей передаче всего только двух объектов – о. Шикотан и островной группы Хабомаи, и то лишь после подписания мирного договора.

К сожалению, такая редакция правовой нормы ч. 2 ст. 9 Декларации послужила для японской стороны, а также для некоторых наших соотечественников поводом и основанием для утверждений о том, что Советский Союз, согласившись с тем, что территориальная проблема существует, выразил готовность возвратить Японии островную группу Хабомаи и остров Шикотан.

Это глубокое заблуждение. Да, такая редакция ч. 2 ст. 9 Декларации была вызвана нашим политическим и экономическим интересом. И стесняться этого не следует. Но здесь не преследовалась цель торговли нашим государственным суверенитетом в отношении этих островов, что видно из Духа и Буквы приведенной нормы.

Видимо, японцы, как никто иной, это тоже хорошо поняли, а потому сорвали дальнейшую работу по конструктивному урегулированию территориального спора по самым различным и надуманным мотивам, настаивая на том, чтобы Японии были возвращены все «северные территории», т.е. все Южно-Курильские острова.

3.2. А 19 января 1960 года Япония подписала с США «Договор о взаимном сотрудничестве и безопасности», положения которого серьезно угрожали нашей безопасности на Дальнем Востоке и в бассейне Тихого океана. И тем временем Япония продолжала систематически предъявлять Советскому Союзу свои территориальные претензии.

В связи с этим Советское правительство в своей Памятной записке от 27 января 1960 года(опубликовано в газете «Известия» от 29 января 1960 г.) заявило, что «только при условии вывода всех иностранных войск с территории Японии и подписания мирного договора между СССР и Японией острова Хабомаи и Сикотан будут переданы Японии как это было предусмотрено Совместной декларацией СССР и Японии от 19 октября 1956 г.» 12)

В очередной Памятной записке Советского правительства от 24 февраля 1960 г. (Опубликовано в газете «Правда» от 26 февраля 1960 г.) было отмечено, что «Советское правительство, добросовестно выполняя обязательства, вытекающие из Совместной декларации, поддержало просьбу Японии о принятии ее в члены ООН, амнистировало и отправило в Японию всех японских военных преступников, репатриировало лиц японской национальности, которые проживали на территории СССР, пошло на выгодное для Японии соглашение о рыболовстве в северо-западной части Тихого океана, проявило инициативу в заключении торгового договора на принципах равноправия и взаимной выгоды, внесло предложение о заключении конвенции о культурном обмене и т. д. Уже из этого видно, что Советское правительство делало все зависящее от него для развития добрососедских отношений с Японией.

Однако японское правительство уклоняется от выполнения тех положений совместной Декларации, которые требуют и от Японии проявления доброй воли. Японское правительство до настоящего времени преднамеренно затягивает заключение мирного договора между СССР и Японией, выдвигая необоснованные претензии по территориальному вопросу, который давно уже решен соответствующими международными соглашениями (Курсив наш – В.В.).

Японская сторона, подписав военный договор с США, направленный против безопасности Советского Союза, явно нарушила принятое ею согласно упомянутой Декларации обязательство сотрудничать с Советским Союзом в интересах поддержания мира и безопасности на Дальнем Востоке и развивать добрососедские и дружественные отношения между обеими странами.
         …Содержащееся в памятной записке японского правительства заявление, что Япония будет неотступно добиваться возвращения не только островов Хабомаи и Сикотан, но также и других территорий, Советское правительство не может рассматривать иначе, как проявление опасных тенденций к реваншизму. Наличие подобных тенденций отнюдь не способствует улучшению отношений Японии с Советским Союзом и другими странами» (Курсив наш – В.В.) 13)

По вине японской стороны Советское правительство вновь выступило с Памятной запиской от 22 апреля 1960 года (опубликовано в газете «Правда» 24 апреля 1960 г.), в которой подтвердило свою позицию, изложенную в его Памятных записках от 27 января и 24 февраля 1960 г. и также категорически заявило, что «Территориальный вопрос между СССР и Японией решен и закреплен соответствующими международными соглашениями, которые должны соблюдаться. Нетрудно видеть, что раздуваемая в Японии тенденциозная пропаганда вокруг территориального вопроса служит лишь целям обострения советско-японских отношений».14)

Из приведенных Памятных записок в их правовой связи с Совместной Декларацией от 19 октября 1956 года видно, что Советский Союз во всех своих взаимоотношениях с Японией никогда не преследовал цели отказа от своего государственного суверенитета в отношении Курильских островов, в т.ч. и от острова Шикотан и островной группы Хабомаи!

3.3. После 1960 г. Советский Союз также последовательно заявлял, что в советско-японских отношениях отсутствует такая проблема, как «территориальный вопрос». Однако при этом Москва не отказывалась продолжать переговоры о заключении между двумя странами мирного договора. Это неоднократно подтверждалось советскими руководителями, например, в 1977 году Л.И. Брежневым.

Тем не менее, правительство Японии постоянно заявляло, что не будет поддерживать нормальные отношения, пока ей не вернут «северные территории».

В отношении СССР была развернута пропаганда вокруг надуманной «советской угрозы», была активизирована кампания «за возвращение северных территорий». Эта кампания после официального учреждения в стране «дня северных территорий – 7 февраля» приобрела характер государственной политики. В стране был объявлен политический принцип так называемой «нераздельности политики и экономики». Тем самым развитие советско-японских экономических отношений ставилось в прямую зависимость от разрешения «территориального вопроса». Более того, Япония присоединилась к объявленным американцами в отношении Советского Союза «экономическим санкциям». В результате отношения двух стран оказались в застое.

3.4. В «перестроечную» эпоху позиция японской стороны не изменилась. Однако М.С. Горбачёв прямого ответа ей так и не дал по этому вопросу. Правда, он признал существование «территориального вопроса» с Японией и выразил готовность обсуждать его на официальных переговорах. Дал согласие на включение в Совместное заявление (апрель 1991 г.) якобы выгодной Японии формулировки о том, что стороны «провели обстоятельные и углублённые переговоры по всему комплексу вопросов, касающихся разработки и заключения мирного договора между Японией и СССР, включая проблему территориального размежевания, учитывая позиции обеих сторон о принадлежности островов Хабомаи и Шикотан, Кунашир и Итуруп».

Факт признания СССР «территориальной проблемы» в Японии расценивался как успех, хотя и ограниченный. Полагаем, это «внутреннее» дело японцев. Акцентировать на этом внимание нет необходимости, поскольку для них – это проблема, для нас – нет. Более того, рассматривать такое признание как отражение слабости позиции нашей страны, также нет оснований.

Мы помним, как 1 июня 1990 года состоялось подписание советско-американского соглашения о разграничении морских пространств в Беринговом море. Эта линия разграничения в народе получила произвище «линия предательства Шеварнадзе».

Слава Богу, нечто подобное не коснулось Курильских островов. Как известно, в «эпоху Горбачева М.С.» этот вопрос по поводу принадлежности Малой Курильской гряды не продвинулся ни на шаг.

3.5. После роспуска Советского Союза Москва продолжала решительно выступать против возвращения Японии спорных территорий.

В различных источниках часто указывается на неблаговидную роль первого российского министра иностранных дел А. Козырева, якобы действовавшего в интересах Японии. Если так оно и было, то вся эта неблаговидная работа превратилась в мусор.

Ограничимся лишь констатацией того, что Б.Н. Ельцин уклонился от решения «территориального спора», предложив на одной из встреч «без галстуков» в 1997 г. отложить его на 15-20 лет, передав на разрешение нашим потомкам.

Нормально! Зачем, спрашивается, заниматься эскалацией конфликта, когда можно и должно конструктивно взаимодействовать нашим странам к их же обоюдной пользе.

3.6. Наверное, В.В. Путин больше всех, чем его предшественники, встречался с руководителями Японии и не уходил от обсуждения поднимаемых ими «территориальных вопросов».

Так, например, 3 сентября 2016 года на пленарном заседании Восточного экономического форума (ВЭФ) он заявил, что Россия и Япония смотрят на территориальный спор между ними через призму своих национальных интересов, но эта проблема должна быть решена.

Некоторые наши соотечественники, в основном из «пятой колонны», в т.ч. Платошкин Н.Н.  и возглавляемое им движение «За новый социализм», выдвигают обвинения в адрес российского руководства, лично Путина В.В., всегда улыбающегося, рукопожатного, интересного, компетентного и обязательного человека, в уклонении от защиты российского суверенитета в отношении Южно-Курильских островов, даже в проведении политики в угоду Японии и т.п.

Все это, конечно, глубокое заблуждение, если не хуже. Сразу возникает вопрос, если это так, то почему наши оппоненты выступали против поправок в Конституцию РФ, в т.ч. и в ст. 67, установившую запрет на совершение действий, направленных на отчуждение части территории страны, а также на призывы к таким действиям? Н-да! Публика! Не о ней ли М.Ю. Лермонтов в предисловии к своему «Герою нашего времени» писал: «Наша публика похожа на провинциала, который подслушав разговор двух дипломатов, принадлежащих к враждующим дворам, остался бы уверен, что каждый из них обманывает свое правительство в пользу взаимной, нежнейшей дружбы». Нет, Михаил Юрьевич говорил действительно о своей публике, мимо которой можно пройти не оглядываясь и тут же забыть! Мимо нашей же «публики», далеко не провинциальной, а скорее прозападной и нередко враждебной по отношению к Родине, просто так мимо не пройдешь! Некоторых её представителей иногда требуется вести к барьеру!

А тем временем, уже ныне действующий премьер-министр Японии Ёсихиде Суга заявил: «Проблема северных территорий является проблемой всего японского народа. Правительству и гражданам страны чрезвычайно важно работать вместе».

Так что, рассчитывать нам на разрешение и полное прекращение «территориальной проблемы» в ближайшее время не приходится! Будем работать. И защищать свой государственный суверенитет и территориальную целостность страны. Это мы умеем! У нас всё получится! Уже получается!

4. Еще раз о Сан-Францисском мирном договоре.

Казалось бы, ну, что тут еще можно сказать! Есть что! И нужно! Как мы уже указывали выше, несмотря на то, что СССР отказался подписать Сан-Францисский мирный договор от 8 сентября 1951 года, тем не менее, по условиям этого договора Япония признавала утрату своего суверенитета над Тайванем и Пескадорскими островами, Парасельскими островами и островами Спратли, над Кореей, отказалась от «всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на ту часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, суверенитет над которыми Япония приобрела по Портсмутскому договору от 5 сентября 1905 года» (Курсив наш – В.В.).

В порядке подготовки к переговорному процессу с Японией по «территориальному вопросу» и заключению мирного договора в июне 1955 года Министр иностранных дел СССР Молотов В.М. сообщал партийному руководству о том, что по итогам Ялтинской конференции в 1945 году южные части Сахалина и Курильской гряды «отошли СССР», однако в Сан-Францисском мирном договоре присутствует другая формулировка. Согласно ему, Япония «отказывается от всех прав и претензий на Курильские острова», но в соглашении не указывается в пользу какой страны это происходит. По мнению Молотова, это был проблемный момент, т.к. он якобы «противоречил данным в Ялте обязательствам США и Великобритании, касающимся вхождения островов в состав СССР».

Видимо, именно из-за этого переговорный процесс с Японией и занял период более 65 лет.

Полагаем, что все-таки есть правовые основания для вывода о том, что Япония, отказавшись от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на южную часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов», уже в течении более, чем 65 лет, является «ненадлежащим истцом».

Ранее согласно ст. 36 ГПК РСФСР давалось понятие ненадлежащего истца, под которым понималось подавшее иск лицо, которому не принадлежало право требования.

Сейчас такого легального понятия, как «ненадлежащий истец» в ныне действующем ГПК РФ нет. Однако судебной практике оно известно и под «ненадлежащим истцом» также понимается подавшее иск лицо, которому не принадлежит право требования, другими словами, у которого отсутствует материально – правовой и процессуальный интерес. Судьба таких «ненадлежащих истцов» одна – им всегда отказывают в удовлетворении иска.

В нашем случае такого материально-правового и процессуального интереса в отношении оспариваемых объектов у Японии нет, поскольку она полностью отказалась от всех прав, правооснований и претензий на указанные объекты.

Таким образом, прав у Японии на Южно-Курильские острова не более, чем, например, у Ямайки или у Берега Слоновой Кости. И по сути в течение более, чем 65 лет, Япония «ломилась и ломится в открытые двери»!

Уж не по этой ли причине наш Президент Путин В.В. предложил японской стороне заключить мирный договор без каких-либо условий? А что? Все может быть! За мирным договором целый океан интересных возможностей по конструктивному сотрудничеству наших стран!

5. И в заключение.

Изложенное позволяет кратко сформулировать следующие выводы:

5.1. Япония в период Второй Мировой войны и даже ранее была таким же фашистским государством, что и Германия с Италией.

5.2. Вопреки существующему традиционному мнению на всех уровнях, война Советского Союза с Японией с 9 августа по 2 сентября 1945 г. – есть прямое продолжение Священной Великой Отечественной войны советского народа 1941-1945 г.г., начавшейся 22 июня 1941 года.

5.3. Для советского народа война с фашистской Японией произошла не вследствие нарушения нашей страной Пакта о нейтралитете от 13 апреля 1941 года, нарушения которого с нашей стороны никогда не было в любом случае. Эта война  явилась прямым и необходимым продолжением нашей Священной Великой Отечественной войны, которая по сути завершилась не в Берлине, а на Дальнем Востоке уничтожением фашистской Квантунской армии.

5.4. Все без исключения Курильские острова – исконно российские территории.

Южная часть Сахалина со всеми прилегающими к нему островами и все без исключения Курильские острова являются исконно российской территорией и по факту были не просто переданы по результатам войны, а возвращены СССР, правопреемником которого является Российская Федерация (Россия), благодаря Великой Победе в Священной Великой Отечественной войне над Германией, Японией и их союзниками.

5.5. Поскольку Япония подписала 8 сентября 1951 года и ратифицировала в октябре 1951 года Сан-Францисский мирный договор, по условиям которого она полностью отказалась от всех прав, правооснований и претензий на Курильские острова и на южную часть острова Сахалин и прилегающих к нему островов, Япония является «ненадлежащим истцом» по всем заявляемым ею требованиям к Советскому Союзу и Российской Федерации о возврате Южно-Курильских островов, поскольку у неё отсутствует материально-правовой и процессуальный интерес. И при этом является юридически безразличным то обстоятельство, что в Сан-Францисском договоре отсутствует указание, в пользу какого именно государства Япония заявила этот свой отказ.

         5.6. С учетом грубых нарушений японской стороной основных положений Совместной декларации от 19 октября 1956 года, а также с учетом принятых поправок в Конституцию РФ (ст. 67 ч. 2'), руководствуясь положениями ст. ст. 35, 36 ФЗ от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах в Российской Федерации» Президенту России или Председателю Правительства России следует обратиться в Государственную Думу ФС РФ с предложением о признании прекратившей действие части 2 ст. 9 Совместной Декларации СССР и Японии от 19 октября 1956 года. 15)

5.7. Таким образом, каких-либо правовых оснований для пересмотра вопроса о принадлежности России Южно-Курильских островов нет! Курилы - наши!

 

 

1) Витте С.Ю. Избранные воспоминания. Москва, 1991. С. 477.

2) Хотя Советской армии пришлось осуществлять десантные операции ещё 3 и 4 сентября 1945 года.

3) Цит. по: Зиланов В.К., Кошкин А.А., Плотников А.Ю., Пономарёв С.А. «Русские Курилы. История и современность. Сборник документов по истории формирования русско-японской и советско-японской границы», ООО «Издательство Алгоритм», 2015 г. С. 13.

4) Там же. С. 29-30.

5) Там же. С. 33.

6) Там же. С. 45.

7) Там же.

8) Там же. С. 49.

9) Там же. С. 57.

10) Там же. С. 57.

11) Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами".  Вып. XVII - XVIII, М. С. 257-260.

12) doc20vek.ru/node/1314 (по состоянию на 12 января 2021 г.).

13) http://doc20vek.ru/node/1312 (по состоянию на 12 января 2021 г.).

14) doc20vek.ru/node/1311 (по состоянию на 12 января 2021 г.).

15) Авторы «Русских Курил…» считают, что ч. 2 ст. 9 Декларации от 19 октября 1956 года утратила силу. С. 21.

Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция