ИСТОРИЯ «КАСТ»-ДЖАТИЙ И СОСЛОВИЙ

Печать

Опубликовано 17.06.2020 14:16 , Автор: Магнитов С.Н. Категория: Факультет кастово-сословной стратификации

1.

Рассмотрим вопрос с двух позиций. С позиции преимущества кастовости и с позиции создаваемых трудностей.

Но сначала выясним, всё ли здесь прояснено.

 

Обратимся к характеристике этого явления Большой Советской Энциклопедией (2-е издание), отличающейся своей лапидарностью и точностью, но которая проговаривается в тех, местах, которые полностью меняют представление о кастах в древних сообществах. Во-первых, оказывается, что самая кастовая страна в истории, Индия, не употребляла это слово!

Неужели сразу не было подозрения, что слово это более позднее? Поскольку явно связывалась со словом «часть». То есть для упрощения это слово годилось, но оно искажало изначальный смысл. Напомним, что в касте подчеркивалась только негативный момент – разделённость. Но положительная часть заставляла задумываться о других вещах. Оказывается, это были в первую очередь профессионально-родовые, династические сословия! То есть это били не просто статусы (кто стоит выше, кто ниже), а рабочие функции.

ЛЕММА. Если скрыть содержание касты – значит остается только статусное начало.  

Касты - 1) Замкнутые, эндогамные группы людей, связанных единством наследственной профессии. Давая характеристику каст, К. Маркс писал: «...одна каста отделена от другой; между ними не допускается смешения путем браков; касты совершенно различны про своему значению; у каждой касты своя исключительная, неизменная профессия» (Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству. 1940. С. 12-13).

Заметим, что классовый ненавистник Маркс давал в этом фрагменте именно содержательную характеристику, из которой видно, что это не класс эксплуататоров, а сословие определённых профессионалов. 

 

Появление каст было связано с возникновением общественного разделения труда.

Рабочих Функций (назначений) – точнее.

 

«...Примитивная форма, в которой осуществляется разделение труда у индусов и египтян, - указывает К. Маркс и Ф. Энгельс, - порождает кастовый строй в государстве и в религии этих народов» (Соч., Т. 4, С. 30).

Реплику относительно примитивизма оставим на совести Маркса, которому нужно было непременно найти какой-то изъян в этой Системе.

 

«Касты существовали в ряде древних и средневековых государств, однако нигде они не приобрели столь строгой формы и не сохранились так долго, как в Индии, что объясняется крайне медленным процессом социально-экономич. развития страны. «Каста» - португальское слово, в Индии ему соответствует слово «джати» (санскритск.), которое в первоначальном своем значении означало - род, племя, происхождение».

Тогда почему употребляется слово каста (часть) вместо изначального слова с другим значением? Получается, что речь идет в первую очередь о рабочем династизме! И идея отдельности вторична. 

 

«Но уже в древности постепенно этим термином стали называть эндогамные группы людей, связанных единством наследственной профессии».

То есть кастовость не имела отношения к классовости в марксистском понимании, а именно к династизму, сословности. То есть то, что мы как роботы, повторяем, на самом деле обозначает профессиональную династию.

То, что были более важные профессии исторически было понятно. Поэтому династии выстраивались по иерархии. 

 

«В Древней Индии, в период господства рабовладельческих отношений, все население делилось не только на четыре сословные варны (см.) - брахманов, кшатриев, вайшьев и шудр, но и на касты, наибольшее количество которых было внутри варн вайшьев и шудр».

Точнее было бы сказать, что деление было на Три касты: 1. жрецов-учёных-концептуалистов, 2. воинов, 3. производителей - плюс одна – каста деклассированных, бескастовых  существ.

 

«В средневековой Индии К. стали основой иерархич. структуры феодального общества, заменив прежнее деление общества на варны. В зависимости от места К. на ступенях феодальной иерархич. лестницы определялись ее общественные права. Наверху этой иерархии стояли касты брахманов и кшатриев (раджпутов), которые вели свое происхождение от одноименных варн, ниже находились торгово-ростовщические касты. И еще ниже - огромное количество земледельческих и ремесленных каст. На самом низу кастовой иерархии находились наиболее угнетенные слои полурабов-полукрепостных, которые, как правило, относились к многочисленным кастам «неприкасаемых». В число «неприкасаемых» включались иногда целые племена в процессе их подчинения более крупным и развитым в социально-экономич. отношении народностям. Большое количество “неприкасаемых” племен сохранилось до середины 20 в. на юге Индии.

Экономическая и политическая раздробленность феодальной Индии, неравномерность социально-экономич. развития различных частей страны привели к тому, что в различных областях Индии и у разных народов возникла своя более или менее специфическая кастовая структура, появились многочисленные касты и подкасты. По некоторым данным в Индии существует (середина 20 в.) до 3 500 К. и подкаст; лишь немногие из них, напр. сословные касты брахманов и раджпутов, являются общими для всей Индии». (БСЭ)

 

При всей точности описания советская энциклопедия не свободна от политической экспрессии. Наша задача - уравновесить негативную оценку каст.

Первая задача, которая ставилась перед создателями каст - это преодоление хаоса - несмешение и профессионализация, которые явились основой организации. Что же тут плохого? Ничего. Если же говорить политическом подчинении, об экономической эксплуатации, то какой режим обходится без них?

Вторая задача, которая решалась в кастовой системе, касалась успокоения человека, лишение его системного беспокойства, лишних влечений, суеты. Человек сосредотачивался на своей профессии, переставал искать то, что займет много времени, сил.  

Третья задача - правовая: касты являлись защитой от произвола других каст - нельзя требовать то, что член касты не может дать. Ведь давно исследовано, что человека возмущает не требования, предъявляемые к нему, а произвольность этих требований: неуместность, несвоевременность, беспредметность, непрорциональность.

Четвертая задача - решалась проблема классовых конфликтов. Задача самая трудная, она решалась сакрализацией (освящением) каст. То есть касты становились не политической волей государя, но божественным установлением.

В этом смысле ключевую роль сыграла культовая доктрина Индуизма.

 

2.

Хорошо вскрытые марксистами апории индуизма тем не менее не отвечают на вопрос, почему столь жизнеспособны касты? Ведь если посчитать, то кастовое деление просуществовало на несколько порядков дольше, чем кастовый хаос под эгидой эгалитаризма. Только ли общей неразвитостью это объясняется?

Каста – это прежде всего предсказуемость судьбы. Нет нужды отвлекаться на поиски, не теряется время. Обучение с детства, что даёт колоссальные квалификационные преимущества, с одной стороны, с другой стороны, огромная экономия времени, сил при выборе рода деятельности, пробивания в незнакомом мире среди незнакомых людей, ликвидация профессиональных рисков. А если включить сюда воспитание гордости за касту как за профессиональный союз, то становится ясно, что у каст (точнее джатий) огромный организационный ресурс. 

Что же тогда становится проблемой в кастовой системе?

 

Теги: каста, сословие, индуизм