МЕТОДОЛОГИЯ И КУЛЬТ

Печать

Опубликовано 25.10.2021 19:48 , Автор: Магнитов С.Н. Категория: Факультет культовой стратификации

1.
Относительно познания Культ - абстрактное (недоказанное) начало и абстрактный (недоказанный) предел познания. За пределами Культа Знания нет. Поэтому культоведение - это теория познания наоборот - теория того, что нельзя познавать в определенных обстоятельствах. В этом смысле Метод - антагонист Культа: Познание начинается с предела, культ же на этом пределе как раз заканчивает.
Культ с точки зрения познания - конечный предел познания. Тогда культ является предметом методологии, которая должна выяснить, является ли конечный предел познания данного культа действительно конечным пределом познания?
Но культ остается культом. Действия методологии не означают разрушение культа, если тот еще пока организует людей и их сознание.
Например, культ необходим для простейшего объяснения явлений и аргументации при воспитании. Конечно, это эрзац аргументации, но ребенку не объяснить многие вещи. Его нужно напугать, одновременно объясняя табуирование (давая основание).
Например, вам нужно аргументировать необходимость хорошего поведения отроку. В ответ на его вопрос “Почему я должен это делать ТАК?” вы пускаетесь в историю человеческой мысли, чтобы найти доказательства. Но хватит ли у вас квалификации и поймет ли это ребенок? Второй вариант - четко сказать: “Потому что так завещал великий Ленин” и т.п.. Разговор закончен. Культ Ленина, который пронизывал всю жизнь советской страны, снимает огромную цепь аргументов и ставит ребенка на место.
Это преимущество культового мифа, но и его проблема. Человек вырастает, видит, что его обманывали, и перестает доверять вообще чему-либо.
В связи с этим проблема звучит так: как определить, когда табу переходит свои рамки? Как сохранить сомнительный слабый культ? Ведь развертывание познания не оставит камня на камне на слабом культе, как бы его не укрепляли, привлекая политическое насилие, подкуп и проч. Культ держится в первую очередь на интеллектуальном потенциале.
Есть другой аспект культа.
Культ - это предел. Но что такое предел? Это может быть препятствием, а может быть высшей точкой возможного. Именно последнее есть предел, и предел этот есть культ. Это высокий предел. С точки зрения познания - это достигаемый предел для познания. Когда мышление и понимание масс нужно довести до культового уровня, культ является делом развивающим. Но как только познание доходит до предела, культ становится препятствием для знания.
Но последнее делает Культоведение Методологией наоборот: культ закрепляет, консервирует то, чего достигло Знание в постижении Мирового Закона, препятствуя дальнейшему продвижению Знания вперед. На первом этапе это естественно. Если Знание о Законе не закрепится в сознании человека, не войдет в плоть и кровь жизни масс, оно останется ненужной абстракцией. Знания же переведенные в культ, растворяются во всей жизни человека и формируют не только предел Знания, но и становятся фундаментом, трамплином для нового концептуального рывка. Для любого, в том числе концептуального, рывка нужна основа.
Но когда наступает культовое пресыщение и в какой момент культовое воспитание переходит в культовый вампиризм?
Ортодоксальное христианство, ислам, буддизм и проч. запрещали познание за пределами “священного знания” (точнее, знания о том, что считалось священным). Жрецы всех культов зачастую понимали односторонность и неполноценность культовых знаний, но для более эффективного формирования коллективного сознания и управления массами, они шли на его искусственное усечение. Результатом этого усечения являлись культовые войны - войны на преодоление культовых противоречий и на снятие культовых пределов.
Но культ такой же живой организм, как и познание, как и общество.
Культ имеет свое время жизни и свое время смерти. Смерть наступает, когда культ становится на пути развертывания мирового целостного знания.
Большевики победили не только потому, что они были коварны и беспощадны в насилии (на этом одном никакая власть в мире долго не держалась), а потому что они открыли для миллионов людей перспективы познания в тот момент, когда очевидной стала массовая в этом потребность и неполноценность церковной ортодоксии. Тем более они взяли на вооружение однозначно более мощную методологическую систему - Гегеля.
Превращение большевизма в культовую систему в восьмидесятых годах ХХ века вошло в противоречие с новыми фактами и новыми знаниями, что стало причиной латентной (внутренней, скрытой) культовой войны и поражения большевизма.
 
2.
В первой главке велась речь о культах, которые явились результатом познания. Однако у культа есть другая сторона способностей. Абстрактностью его существования можно легко пользоваться. Например, создавать кумиров, которые будут предназначаться для манипуляции сознанием и поведением людей. Ролью Методологии, определяющей Предмет Культоведения, становится различение культовой реальности и культового блефа - выяснение содержательной части того или иного культа и его имманентных (то есть оправданных) пределов.