УПРЯМЫЕ ЗНАКИ ЧТЗ

Печать

Опубликовано 25.06.2021 03:00 , Автор: А.В. Болдырев Категория: Сектор фалеристики

Запуск Челябинского тракторного завода стал одним из эпохальных событий в истории СССР. С этого момента страна имела свои тяжелые тракторы, тягачи, двигатели. В годы Великой Отечественной войны на базе завода сформировался мощнейший комплекс по производству военной техники, получивший название «Танкоград».
А начался ЧТЗ с первого трактора С-60, выпущенного 15 мая 1933-го, хотя официально завод был запущен 1 июня. Справедливости ради отметим, что технически машина не была уникальной и представляла собой копию Катерпиллер-60 одноименной американской компании. Но для СССР это был прорыв, вход в тяжелое машиностроение, независимость от импорта.
О тех временах нам напоминают трактор С-60, установленный у главной проходной завода и вот этот значок.
1937-й год, принято описывать исключительно в мрачных тонах особенно этим отличается постсоветская либеральная историография. Оставим тему репрессий для другого разговора и обратимся к триумфальным событиям, которые произошли в том примечательном году. С мая по ноябрь в столице Франции Париже проходила Всемирная выставка. СССР представлял фильм «Чапаев» режиссеров Васильевых, станции метро «Кропоткинская» и «Сокольники», паровоз серии ИС и многое другое. Павильон СССР увенчивала копия скульптуры «Рабочий и колхозница», которую французы оценили как одну из лучших скульптур ХХ века.
А конкуренция была жесткой. Прямо напротив павильон СССР располагался павильон Германии. Только что прошли Олимпийские игры в Берлине. Мало кто знает, но и зимнюю Олимпиаду 1936-го принимала Германия. Гитлер был тогда в фаворе у Запада. В следующем 1938-м журнал «Time» назовет его человеком года. В этих условиях челябинский трактор был удостоен Гран-при.
То была интересная машина. С-65 «Сталинец» стал первым в СССР дизельным трактором (по мнению некоторых исследователей, и первым в мире). Он работал в сельском хозяйстве, в промышленности, прослужил всю войну в армии, восстанавливал разрушенную страну. Даже отметился в кино, в популярном фильме «Трактористы».
Значок напоминает нам об успехах нашей Родины и успехах нашей промышленности.
100000-й трактор с маркой ЧТЗ был выпущен 30 марта 1940-го. Почему именно 100000-й был отмечен особо? Почему не 50000-й? Согласитесь, круглая цифра неплохо прозвучала бы в отчетах. Однако не прозвучала, а 100000-й трактор попал в историю, отмечен в официальной истории завода и вот, отмечен на значке.
Вернемся немного назад. 23 марта 1919 года на VIII съезде РКП (б) Владимир Ильич высказал свою мечту: «Если бы мы смогли дать завтра 100 тысяч первоклассных тракторов, снабдить их бензином, снабдить их машинистами (вы прекрасно знаете, что пока это — фантазия), то средний крестьянин сказал бы; «Я за коммунию» (т. е. за коммунизм)». Вот откуда 100000. Из ленинского высказывания. Если быть точными, челябинские тракторы были промышленного назначения, а не сельскохозяйственного. Кроме Челябинска, трактора выпускались также в Ленинграде, Харькове и Сталинграде. Так что к 1940-му году общее число тракторов в СССР давно перевалило за 100000. Мечта вождя была выполнена.
Идет время. Многое меняется, что-то переоценивается. Однако трудовой подвиг остается и о нем напоминает этот значок.