главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

ШАХМАТЫ КАК ЧАСТЬ КОНКУРЕНТНОЙ СИСТЕМЫ ПАРСОВ

Печать

Опубликовано 19.06.2015 21:40 , Автор: Катков П. Категория: Федеральный Центр Конкурентного Поединка

1.

Шахматы считаются игрой чистого ума. И верно, при полном равенстве сил на доске перевешивает только ум, тактическая и стратегическая умелость игрока.

 

Однако умная игра попала не в столь умные руки, почему с ней случилось то, что случается с английским языком: распространившись на весь свет, английский язык перестал быть английским. Настоящим английским сейчас владеют преподаватели патриархальной, классической  школы в Англии, которых за огромные деньги выписывает американская элита, чтобы дети знали именно английский, а не, к примеру, американский сленг английского. 

Английский язык обречён на распад, как и шахматы, ставшие простой игрой. Об этом говорят процессы, происходящие и в ФИДЕ. Но пусть игра останется игрой, если восстановятся аутентичные шахматы с аутентичными задачами.

 

Чтобы понять суть проблемы предлагаю начать с недоразумений, предпослав тезис о том, что игра для умных не могла обойтись без умной начинки, поскольку создавалась умными людьми. 

Что же имеем сейчас? Запутанную игру с массой вопросов.

Перечислим эти вопросы.

1. Откуда название «шахматы», имеет ли название какой-то смысл? 

2. Зачем деление на черные и белые поля, если мы обходимся без них при записи: е2-е4 – и всё?

3. Почему знаком конца игры не является гибель самой сильной фигуры? Было бы логичнее победой считать уничтожение ферзя. 

4. Почему король не является самой сильной фигурой, хотя по статусу он должен быть таким?

5. Откуда название фигуры - король, если игра индийского происхождения? Какое было настоящее название фигуры?

6. Почему в игре шах-маты не представлен «шах»?

7. Как настоящее имя самой сильной фигуры – королева или ферзь?

8. Какого рода слово «ферзь» – мужского или женского (ферзь или ферзя)?

9. Откуда взялась название фигуры - королева? Откуда взяли, чтобы королева участвовала в боевых действиях?

10. Как получилось, что самая сильная фигура оказалась женского пола?

11. Слон или офицер?

12. Тура или ладья?

13. Тура или турка? Почему «тура» изображена как бастион или башня? Что это, бегающая крепость, прообраз танка, что ли?  

14. Шахматная (-ое) – что: доска или … поле? 

15. Что за дикое восклицание «шах!», применяемое к королю? Что оно обозначает?

16. Почему победа называется матом?

17. Почему акт игры называется «партией», то есть частью (part)– частью чего?

Все названные вопросы подчеркиваются изображением фигур – королева (ферзь) женского вида, король – европейский монарх. Все остальные фигуры изображаются самым глупым образом. то ли слон, то ли офицер, тура (турка) изображается как башня крепости, если это ладья, то на ладью ладья никак не походит. Повезло только коню.  

Все эти вопросы имеют один вывод: игра имела некий источник, который был изменён до неузнаваемости. Однако изменение шахмат привело к потере их смысла. Совершенно очевидно, что эти изменения были произведены европейцами.

Европеизация шахмат обернулась их профанацией. Привезённые в Испанию около 15-16 веков, они были «адаптированы», то есть искажены в пользу тех реалий и стали игрой.

Но что же было привезено изначально и что было искажено?

 

2.

Начать наш анализ можно с того, что бросается в глаза. 1. Шахматы представляют из себя боевой строй. 2. Задача боевого строй – уничтожить источник власти противника – главную фигуру. 3. Шахматный процесс есть боевая операция, где уничтожается боевая сила противника и приводится к сдаче глава противных войск.  

Иначе говоря, шахматы символизировали бой, войну в виде личного поединка участников.  

Но что это за умы, которые создали военную символическую имитацию? Для чего?

Логика такова, что если шахматы боевая имитация, то они могут называться по процессу, по действующим фигурам и по факту окончания. Шахматы называются по действующей фигуре и по факту окончания действия, который называется матом, означающим победу. Причём  определяется побеждённый – шах. Именно это название главной фигуры должно быть вместо внедрённого названия «король».

Но для интриги начнём с главного парадокса: почему самая сильная фигура – королева, у которой странный синоним «ферзь», у которого нет пола – то ли ферзь, то ли ферзя? Вроде бы по внешнему виду фигуры - ферзя, но в шахматных учебниках род мужской! Может быть, европейские умники предполагают, что это мужчина в женском обличии?

Далее, почему королева сильнее короля? Этого не было никогда и нигде в реальной конструкции европейской власти. Что за странный, не свойственный тем временам властный феминизм? Королева только в единовластии могла похвастаться полномочиями, но и то это блыа функция именно короля.

Феминистские аллюзии появились после того, как европейцам необходимо было объяснить властную структуру шахматного строя. Но абсурд множит абсурд. Кто может быть рядом с королём, но сильнее короля? В европейском сознании таких людей нет. Королева ну никак не соразмерна по власти с королём. Поэтому появляется абсурд – фаворитка, которая является «шеей» короля. Многие теоретики шахмат толкуют о королевских фаворитках, которые имели зачастую неформальной власти больше, чем сам король. Классической считается фигура госпожи де Помпадур, фаворитки короля Франции Людовика 15.   

Но эта логика нарушалась, когда династия продолжалась королевой. Что же, менять в угоду королевы Виктории в Англии короля на королеву?

Короче, европейцы запутались с объяснениями, запутав тем самым всё и всех в шахматах – и названия фигур, и строй и сам смысл, превратив шахматы в профаническую игру. А игра всегда профанична, поскольку в ней не особо важно, как называются фигуры. Если потерян смысл, то и названия теряют смысл. Вернее они становятся безразличны. Какая разница – королева, ферзь, ферзя – главное, чтобы ходил по диагоналям и горизонталям. И так со всеми фигурами. 

Пора заканчивать с этим оскорбительным для самой умной «игры» «порядком».

 

3.

Нет никакой королевы. И не было. Есть Ферзь. Самая знаковая и легко дешифруемая фигура на доске, которая объясняет больше, чем все остальные.

Ферзь – почти не искажённая огласовка слова «Фарси» - так назывались арийские (иранские) авестийские жрецы, которые составили жреческую касту после зороастрийского раскола и выхода части жрецов из брахманского сословия. Среди них никогда не было женщин, поэтому перекодировка Ф`ерзя в королеву – сущее издевательство над создателями шахмат.

Сейчас эта каста известна больше как парсы.

Несмотря на то, что история слов весьма запутана и неясно, какой вариант слова был сначала – парсы или фарсы (история фиксирует второе, несмотря на то, что звук «ф» более поздний вариант «п»), мы используем современный аналог, несмотря на то, что именно фарсы железно подтверждают авторское происхождение шахмат. Только умная каста могла создать самую интеллектуально насыщенную форму моделирования борьбы (скажем пока так).  

Язык парсов – фарси - сохранился до сих пор и очень распространён. До сих пор община в триста тысяч человек в Индии является богатейшей и влиятельнейшей. Остров Мадагаскар – целая колония парсов. Это были и есть жрецы Зороастра. До нашествия мусульманства это была каста, имевшая полную власть в Средней Азии. Эта же каста, скорее всего, давала название целому государству, известному по греческой огласовке как Персия (Парсия). И именно эта каста до сих пор, несмотря на мусульманский диктат, даёт названия государству – Персия, Иран (страна ариев). Совсем неслучайно эти названия легко меняются друг на друга.

Напомним, что Ферзь – самая сильная и самая универсальная фигура на доске. Самая боевая фигура. Разумеется, это было не случайно. Жреческое сословие было руководящим - источником силы и власти. Это фигура, обладающая максимальной символической силой, потому что движется по формуле восьмиконечной звезды, которая во все времена считалась царицей небосвода. Её называли звездой жрецов, поскольку она была самой яркой. Христиане назвали её Вифлеемской, на Востоке звездой Тамерлана, Египтяне звездой Осириса (Сириус), мы – Полярной. 

Сила была не только во владении знаниями и управлении ими, но в и режиме тотальной подготовки своей касты. Сила ковалась в бескомпромиссной подготовке сословия. В нём не было возможности поставить оценку по блату или за деньги. Если человек высказывал претензии на членство в сословии, он подвергался испытаниям на грани жизни и смерти. В те времена претензии  не были безопасными. Поговорка «назвался груздем – полезай в кузов» была иной: назвался жрецом – вынимай меч и держи удар. 

Шахматы были частью жреческой подготовки и конкуренции. Шахматы как действие жрецов, несомненно, выполняли роль посвящения. Иные сословия просто не имели возможности прикоснуться к ним. Это была часть инициатического процесса.

Это объясняет силу ферзя, но не объясняет, почему он вторая фигура на доске и почему с его гибелью не заканчивается борьба на поле.  

 

4.

Говорят, что шахматы индийского происхождения. Это так, это не ошибка. Но после зороастрийского раскола шахматы претерпели существенные изменения, после чего приобрели отчасти современный функциональный вид.

Дело в том, что в брахманизме жрец не мог быть вторым. Индия была и фактически осталась до сих пор (все руководители «демократической» Индии, включая самого «демократичного» Джавахарлала Неру, были брахманского сословия и были его ставленниками) брахманским государством: они его создали и им все это время управляли.

Но как получилось, что первая сила – брахманы - всё-таки в зороастризме стали вторыми? После зороастрийского раскола структура власти в этой части арийского мира изменилась: на первый план вышел кшатрий (воин, по кастовой классификации брахманов). И кшатрий стал шахом – формальным руководителем государства. Но роль жречества осталась колоссальной, что и подчёркивалось в шахматной (шахской) структуре власти. Шах был номинальной силой. Но венцом власти. Этакий символ, который не имел права мараться о власть и должен был оставаться только чистым символом власти. А Ферзь олицетворяет мощь не одного человека, а целой касты. Так распределились Сила Власти и её Венец. Поэтому шахматы претерпели изменения и произошло разделение концептуальной и политической, военной власти.

Разделение объяснялось тем, что жреческое сословие входило в новый – политический - цикл истории, когда этносы стали мощно развиваться и сталкиваться друг с другом. На передний план выступило военное сословие, но жреческое оставило свой приоритет. А с учётом того, что любая война была войной знаний и стратегий, то она фактически превращалась в войну жрецов. Что и отразилось в шахматах. 

Жрецы стали готовить членов своей касты не только для инициации, но и для позиционных внешних войн.

 

5.

Зороастрийскую модернизацию подтверждает деление полей на чёрный и белый цвет.

С точки зрения современной игры это деление не имеет никакого смысла. Все играют по буквам и числам. Нужды в этом делении нет. Они смотрятся рудиментарно. Откуда это деление?

Чёрное и белое поля играли роль у тех, кто был приверженцем черно-белого сознания. Это сознание сформировалось именно в недрах авестийского зороастризма, привнесшего дуализм зла и добра, чёрного и белого.

Не простую, а роль божественного снисхождения играл выигрыш белыми на белом поле. Кто выигрывал белыми на белом поле, тот был на стороне сил света и получал права на жреческую власть. Кто выигрывал чёрными (это были, как правило, те, кто уже выигрывал белыми, посвященные) - изобличал слабость сил света молодого жреца. И тот не проходил посвящения. Если же старый жрец проигрывал белыми молодому кандидату, ставится вопрос о его квалификации – и мог быть попросту убит. Из жреческой касты просто так не выходили.

На некотором этапе юный жрец действовал чёрными, потому что считалось, пока человек не обладает знаниями, он находится во тьме. Как только он выигрывал – получал право играть белыми. Короче, чёрное и белое поля играли роль вроде заминированных одних для других. Белые начинали, но не могли закончить на чёрном. И наоборот.

Испытание через профильное дело, то есть инициация - не оригинальное изобретение индо-персидских жрецов. К примеру, друиды меняли своих жрецов у священного дерева путём инициатического поединка, где из двух оставался только один. Молодой претендент приходил на схватку за место жреца Мирового Древа и на месте схватки оставался только победитель. Другой был непременно убит. 

Жрецы заботились о силе своего сословия в первую очередь интеллектуальной и волевой. И шахматы играли роль интеллектуальной битвы с далеко не игрушечным исходом. Именно поэтому называть жреческий, инициатический поединок «игрой», «партией» - кощунство.  

Именно поэтому исходящая от жрецов этой школы исходила такая сила, что люди извне назвали их магами по древнему корню mag-moj: мог// мощь // мож (мощный, могущий, могущественный).

 

6.

Возникает вопрос: неужели все противники имели такую же структуру? Например, уже в Индии были чисто родовые отношения и там парсы не играли роли.

Значит, это был строй и действо для своих. Для улучшения работы собственной системы. То, что парс борется с парсом доказывает инициатический смысл действа, в котором несколько претендентов при одинаковых силах и условиях борются за одно.

Каста сама формировала конкурентно-инициатический порядок, то есть битва своих со своими для выявлений своих сильнейших. Битва была условная, но  с безусловными результатами.

Если воин проверялся на мечах – то как проверить боевую квалификацию жреца? Только на условном пространстве в условно боевом режиме, где проверяется главная способность и сила жреца – его Ум.  

 

7.

Однако брахманское начало в шахматах очевидно, поскольку рудиментарные элементы остались. У брахманов названная функция была однозначна. Только она имела отношение к непосредственной военной практике. То есть брахманам приходилось воевать, что называется, вживую. Они первые создали боевой строй, исходя из знаний о природных особенностях главной боевой силы древности – животных. Как тонко продуманы действия боевых слона, коня и тура (быка)! Как тонко и точно они расставлены на доске. Нет сомнения, что расставляли фигуры на доске те, кто управлял этим оружием на реальном поле боя. Вот пешечный стой – строй пеших бойцов (пехотинцев). Вот боевые Слоны, не просто охраняющий Власть и Управляющий центр, он был местом нахождения названных лиц. Они носят на себе Парса и Шаха, а в индуизме – Брахмана и Кшатрия - на спине в специальных сёдлах-корзинах. Это очень точное наблюдение, поскольку Слон совмещал естественную силу обороны, высоту, что для наблюдения из корзины военачальника. Движения слона линейны, как это и есть в движении на доске.

Но слон не очень годился для наступления в силу медлительности. Поэтому взламывающий оборону боевые возможности с конницей (Конь). Он единственный способный «скакать» на доске.

Удивительно точно поставлен бык, Тур (таурас, tauras, бык). Он потенциально сильная, но вначале чрезвычайно скованная фигура. И он выполняет двойственную функцию:

1. Обороны. Попробуйте поставить рядом двух быков рогами наружу. Его не пройти. В обороне, если их связать, они были непроходимы. Неслучайно шахматисты стремятся сдвоить туров, чтобы обеспечить неуязвимость друг друга, и, например, Шаха.   

2. И Бык интересен, когда поле боя свободно, когда его инерционные движения позволяют настигать и топтать противника. В начале битвы его не использовали, потому что он был неудержим и плохо знал хозяина и мог запросто протаранить своих. Поэтому начинала пехота и Кони (конница), и кони, знающие Хозяев, и только затем Туры, которым нужно было свободное от своих пространство и мощный удар бича. Они были очень мощными в преследовании. Так и на доске! В конце игры Туры способны увеличить свою силу в несколько раз!  

Ферзь организует игру как центр силы. Если он теряется, то центром силы становятся тур. Сдвоенные два тура – фронтальная мощь – такая, какую давал строй бегущих быков, которых не могла удержать никакая сила сопротивления, никакой строй, включая слонов.

 

8.

Боевой смысл действа подчеркивается ударными возгласами. Удар по Шаху следует с возгласом «Шах!». Это знак удара именно по Шаху как главной фигуре! Шах по королю, заметим, не более чем абсурдный возглас, не имеющий никакого смысла. 

 

9.

Что же тогда означает «мат»? Зачем взяли это слово для обозначения победы одного и поражения другого? Причём это слово попало в название игры. Зачем?

Рассмотрим две версии, поскольку знаний на этот счёт немного.

1. Слово случайное.

2. Мат выводит нас на корень «мать» - рождающее начало.

Выглядит это натужно. 

Подсказка будет в другом – в месте победы.

Посмотрим на доску. Или его назвать полем?

Заметим, что первое название для боевых действий не годится точно.

Получаем поле. 

Но поле странное. Поле расчерчено линиями, которые создают клеточки. Никак не похоже на реальное поле. Тогда на что это похоже? Это похоже на матрицу – порождающую часть системного пространства. Нет, не случайно здесь слово «мать». Это не совпадение. Мировая Системная Матрица - не блажь, а место концептуально-системной конкуренции. Кто и чем будет осеменять это пространство – предмет для военных отношений. Так было и так будет.  

Битва идёт за Женское, Рождающее Начало. Кто хозяин Женщины, способной стать Матерью, кто получает право на порождение в Матрице – вот вокруг чего идёт битва. И мат – есть скорее восклицание вроде «моя женщина!»

Но, понятно, что Шах и Парс бьются не за живую женщину, а за Порождающее Системное Пространство. 

Мат – захват Порождающей Матери, Матрицы, смерть конкурирующего шаха.

Именно здесь и только здесь проявляется женское начало в шахматах. Это тоже концепт брахманского происхождения, поскольку брахманизм утверждался за Земле Порождения – которое называлось Гинду (отсюда гора Гиндукуш, река Гинд, Хинд). Первый звук выпал, но не у индийцев, которые почему-то до сих пор говорят не на индийском, а не хинди (гинди). Этот корень сейчас известен как ген, gen, от чего русское «рождение», «женщина». То есть Индия – Земля Порождения, где порождающее начало виделось Брахманами. Причём земля – в общем смысле, с большой буквы. И за эту Землю идёт война.  

Именно поэтому в ответе на вопрос: а почему игра называется в честь проигравшего? Ведь если - мат это знак поражения, то в чем апофеоз игры – поражение, что ли?

Нет конечно. Это действие, которое выявляет победителя – Шаха Матери.   

 

10.

Итак, мы знаем, что авестизм (зороастризм) был раскольничьим направлением в Брахманизме и был, несомненно, более поздним учением и дал более «позднюю» касту. Шахматы зародились среди брахманов, и назывались по-другому. Действо прошло модернизацию среди парсов. Рудименты боевого строя остались, но модернизировалась система власти. Как мы говорили, если в брахманизме брахманы были высшей кастой и обладали полнотой власти, то в авестизме жрецы, сохранив силу, остались теневой, неофициальной властью, остались на втором плане, став вторым лицом в системе власти. Именно поэтому ферзь (парс) становится сильнейшей, но не решающей фигурой. Он был самый действенный, а действующей, решающей фигурой становится Шах, который в брахманизме занимает вторую, подчинённую, позицию. Его называли кшатрий, от которого происходит слово «шах» (русский производный аналог от того же корня - «царь»). Это было воинское (политическое) сословие в индуизме, которое в зороастризме вышло на первое место. Этим, кстати, можно объяснить огромный и быстрый успех зороастризма в мире, который быстро создал вполне конкурентоспособную цивилизацию (наряду с египетской и индийской). 

Шахматы у авестийцев получили новую кодировку. Строй боевых животных  стал обобщаться и приобретать системный вид. Если в брахманских шахматах строй старался представить именно живой боевой строй, то в авестийской версии строй абстрагировался в типологию силы и действия и принял системный вид. То есть это была война жрецов и шахов, происходящих в системном пространстве, а не на реальном поле боя. Силовые функции были примерно таковы, каковы есть в любом действенном деле. 

            1. Символ власти с минимальной действенной властью - Шах.

            2. Действенная власть – Парс (жрец).

            3. Фронтальные силы – воины - Пешки.

            4. Боевая охранительная Сила, всегда находится рядом с Властью и несет её – соединение Слонов. 

            5. Атакующая Сила – Конные соединения (символ Конь).

            6. Оборонительно-наступательный таран – соединение Быков (Туров)

Итак, в авестизме игра приобрела более абстрактный смысл и с точки зрения места, на котором происходили битвы. Это была война не просто на поле боя, а война систем в Системном Поле Боя (где силовые поля создаются фигурами силы) – в системных отношениях, в Порождающей Матрице. 

Условность пространства, которая касается как боевого строя, так и системных поединков в системном пространства говорил об обобщении законов борьбы - переведения их с поля боя в Мировую Систему.  

Битва шахов на Матрице, то есть на Мировых Законах – в пространстве, где как раз имеет силу жрец, но венчает победу Шах (русская огласовка Царь).  

 

11.

Всё сказанное означает, что период профанации шахматного действа должен прекратиться. После оглашения мировой войны в книге Бжезинского «Великая Шахматная Доска» возвращается изначальный смысл шахмат. 

Это значит, что нужно возвращаться к истокам Действа, чтобы профаническое отношение к глубокому действу не погубило нас. Ведь если мы в неё играем, а другие в ней действуют, мы обречены на поражение.

            В мире современной конкуренции, которая напоминает невидимую и негласную борьбу. переходящую в битву, остаться неподготовленным – означает поражение. Особенно это касается класса управленцев – хоть в бизнесе, хоть в политике. Шахматы в аутентичном виде – в виде боевого поединка - один из способов подготовки современного конкурентоспособного управленца. Введение шахматного поединка в систему допусков во власть, в избирательный процесс обратит гиганский потенциал шахмат и управленческий опыт, накопленный веками, в дело повышения конкурентоспособности наших управленцев. 

 

ПОРА ВОССТАНОВИТЬ ИЗНАЧАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ШАХМАТ

И ПРИВЕСТИ ИХ К ИЗНАЧАЛЬНОЙ ЖЕ ФУНКЦИИ

Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция