В КОМ НЕТ ЗВЕРЯ – НА ТАКИХ ЛЮДЯХ ЗЕМЛЯ ДЕРЖИТСЯ.

Печать

Опубликовано 19.05.2022 08:25 , Автор: Болдырев А Категория: GERAS FILM мемориальная киностудия им. Герасимова

Есть фильмы навсегда. Но их не так просто сегодня увидеть, услышать мнение о нём. Почему так? Может быть, нам больше внимание нужно обращать на киноклассику, она гораздо насыщеннее всеми видами кинодостижений?  

Волею судьбы на провинциальной автостанции встречаются герои фильма Сергея Аполлинарьевича Герасимова «Люди и звери» Алексей Иванович Павлов и Анна Андреевна Соболева. Он ждет автобус до Севастополя, где живет его брат с семьей, а она с дочерью ехала к родне в Запорожье, да машина сломалась. До этого они встречались только раз, в блокадном Ленинграде, когда он спас её от смерти, просто накормив. Анна Андреевна прошла войну, работает в Ленинграде врачом, воспитывает дочь. В общем, обычная биография военного поколения. А вот с ним сложнее. Буквально сразу после их встречи, он был контужен под Мгой и попал в плен. Пройдя ад нацистских лагерей, он принял решение не возвращаться на Родину, остался в эмиграции. Где только его не носило: от Европы до Южной Америки, от Аргентины до Германии. Наконец, через 17 лет он принял решение вернуться. Анна Андреевна предложила ему ехать вместе с ней и дочерью к их родственникам в Запорожье, это по пути в Севастополь. В дороге, в разговорах с попутчиками, жестоко побитый жизнью Алексей понемногу раскрывается. О том, сколько он натерпелся, сколько повидал людской подлости и гнусности, говорит его диалог с дочерью Анны Андреевны – Таней.

- Жив ещё зверь в человеке. В одном сидит волк, в другом - лиса, в третьем - заяц или мышь. Тоже звери. А то все сразу, целой компанией.

- А какой зверь самый опасный?

- Заяц.

В фильме нет прямого ответа, почему заяц – самый опасный зверь. Но это становится понятно после встречи Алексея с братом.

К слову. Сам Николай Еременко (старший), сыгравший главного героя, не понаслышке знает о его судьбе. Сам находился в немецком концлагере с июля 1942-го.

Так всё-таки, почему Алексей Павлов считает, что в человеке сидит зверь?

В фильме создана целая галерея образов, с которыми жизнь столкнула Алексея Павлова. Попробуем разобраться, какой зверь в ком сидит. Для удобства я свел всё в таблицу.

Персонаж

Внутренний зверь и его характеристика

Черты персонажа – черты зверя

Мария Николаевна Хартман-Щербацкая.

Лиса – зверь хищный, опасный, символ хитрости и коварства.

Сильная волевая женщина. Совершенно не стесняется в средствах достижения цели. Она спокойно переступит через любого, хоть через себя, хоть через кого-то еще. Наглый беспринципный хищник. Окружающих считает такими же, готовыми  на всё ради денег и положения. Однако с Алексеем не выходит. За тысячи километров от Родины, в Аргентине, пережив нацистские концлагеря и унижения эмиграции, он сохранил в себе человеческое достоинство и не продался.

Константин Константинович Львов-Щербацкий

Крыса – злобный зверек, фактически паразитирует в человеческом жилье. Мелкий и подлый. Питается отбросами, при случае может напасть, но в случае опасности быстро прячется в нору.

Интереснейший образ, созданный самим Сергеем Аполлинариевичем Герасимовым. Одна только сцена с сигаретами чего стоит!

Приживала, живет на содержании у троюродной племянницы, при этом совершенно спокойно говорит о ней гадости за её же спиной. Тут же пытается рассуждать на темы Великой России. Сам себя презирает, но делать ничего не хочет. Находит удовольствие в мелком издевательстве над Алексеем – человеком в их доме наемным и тут же пытается разговаривать с ним по душам.

Зигфрид и Отто Хаслингер

Волчата – мелкие злобные хищники-подростки.

Открыто и грубо издеваются над Павловым, а заодно и над нашей Родиной. С ними всё просто и понятно. Они, по крайней мере, не притворяются и не скрывают своего отношения. Пристрелить бы, пока не выросли в настоящих волков …

Клячко и Саватеев, товарищи Алексея Павлова по концлагерю и эмиграции

Шакалы – звери хищные и по-своему смелые. Но с элементом подлости, не брезгуют падалью или остатками после более крупного хищника.

По-своему, они неплохие люди, не боятся работы, надежные товарищи, ценят дружбу, готовы прийти на помощь товарищу. Вместе с Алексеем они прошли плен, вместе мыкались в эмиграции. Однако в какой-то момент в их души попал яд. И всё, «где кормят, там и родина». Они готовы делать что угодно и для кого угодно, лишь бы платили побольше. Их последний с Алексеем разговор в гамбургском баре, закончившийся дракой – по сути, попытка доказать ему, что он такой же как они: «Ты чистенький, а мы, значит, грязненькие!»,

Пётр Иванович Павлов, брат Алексея.

Заяц – символ трусости.

Именно с него, с его предательства начались мытарства Алексея Павлова. Если в плен он попал не по своей воле, там выбора не было, то решение остаться за границей он принял под влиянием брата, точнее того, что тот не ответил на письмо. Стало понятно, что на Родине его ни кто не ждет. В конце фильма Алексей посылает ему письмо с предложением встретиться. В Петре сталкиваются два чувства: остатки совести против боязни потерять уютный мирок, где горячий чай и мягкая постель. В конце концов, после серьезного разговора с своим сыном, он приходит на встречу с братом, но даже не проходит в дом, разговаривает через окно и быстренько в потемках уходит, пока не спохватилась жена. Вот этим и опасен заяц: неизвестно, в какой момент он струсит и предаст.

Скорее всего, братья будут потом общаться, посылать друг другу открытки к празднику, но предательство навсегда останется между ними.

Однако жизнь посылает Алексею не только зверей в человеческом обличии. Фрау Вильде – принимает у себя в доме совершенно незнакомого человека, эмигранта, выхаживает его после попытки самоубийства, искренне радуется, что еще один человек вернулся к жизни. Степанида Гавриловна – мама Анны Андреевны. Интересен её подход к Алексею. Она не заискивает перед человеком, спасшим её дочь в Блокаду, не пытается его как-то отблагодарить, а спокойно предлагает устроить на работу. И её совершенно не смущает его прошлое в плену и эмиграции. Человеческим чутьем она понимает, что этот человек примет только такую благодарность. Сама Анна Андреевна. По сути, это она своим чисто человеческим участием помогла Алексею очиститься от грязи, в которую его окунула судьба, вновь поверить в людей, дать уверенность, что и у него есть люди, которые в него верят и ждут. Во истину, «в ком совсем нет зверя – на таких людях земля держится», - как сказал Алексей Павлов в самом начале фильма.

Фильм снят в эпоху Холодной войны, когда противостояние систем происходило не на полях сражений, а переместилось, в культуру, искусство, экономику, науку (вспомните космическую гонку). Советскому зрителю показали: вот вам живой человек, он не бежал на Запад от советского правосудия. Он мог жить там, наслаждаться благами западной цивилизации: пить «Кока-колу», посещать увеселительные заведения, пользоваться показанными в фильме одноразовыми пакетиками с чаем, наконец. Однако, почти уверенный, что на Родине его ни кто не ждет, вернулся, чтобы чувствовать себя Человеком. Кстати, судьба самого актера Николая Еременко говорит о многом. Пробыв в плену на полгода меньше своего героя, он окончил ВГИК и активно снимался в советском кино.

Параллельно перед нами встает панорама страны, оправившейся после Великой Войны: восстановленная ДнепроГЭС, отстроенный Севастополь и много-много обычных людей, которые строят дома, растят детей, варят сталь – в общем, живут обычной мирной жизнью.

Избалованный зритель начала XXI века не найдет в фильме погонь, трюков, взрывов, спецэффектов. Фильм не цветной. Даже по меркам 1960-х технический арсенал фильма не впечатляет. В основном всё построено на диалогах. Это и правильно. Вопросы, которые поднимаются в фильме, требуют спокойной доверительной беседы один на один, а иногда и с самим собой.

Очень интересно было посмотреть на актерскую работу Николая Еременко, Тамары Макаровой, Сергея Никоненко, Жанны Болотовой, Михаила Глузского, Вадима Захарченко — признанных мастеров советской киношколы.

Неслучайно фильм «Люди и Звери» обозначен как кинороман. Зритель встречает в нем много разных, часто неоднозначных людей, прототипы которых взяты из реальности. Он необычайно глубок по своему содержанию и заставляет задуматься над серьезнейшими вопросами нашей жизни.

 

Теги: Герасимов, Болдырев, «Люди и звери».