главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

ПРОСТО О ЖИЗНИ БЕЗ ВОЙНЫ

Печать

Опубликовано 30.01.2023 15:36 , Автор: А.В. Болдырев Категория: GERAS FILM мемориальная киностудия им. Герасимова

С некоторых пор я вполне профессионально изучаю кино. И уже практически рефлекторно начинаю искать в картине конфликт, проблему, вокруг которой строится сюжет. Вот и в этот раз я смотрел фильм Сергея Апполинарьевича Герасимова «Сельский врач» с таким настроем. Но, к своему удивлению, конфликта не обнаружил. Проблем также выявлено не было. Едва ли можно считать проблемой отсутствие воды в сельской больнице, если в конце концов бы проведен водопровод от артезианской скважины. А потом задумался: едва ли мастер такого уровня не понимал элементарных истин. Значит исключил конфликты и проблемы по другой причине. Давайте попробуем разобраться.
 
Сюжет фильма строится вокруг первых шагов на работе в сельской больнице выпускницы московского мединститута Татьяны Николаевны Казаковой. Старый главврач принял её поначалу настороженно, так как уже имел опыт общения с равнодушным к работе молодым специалистом, но его сомнения быстро рассеялись, когда он увидел, как посвящает всю себя работе новая коллега, как становится его твердой опорой и продолжательницей его дела. Заканчивается фильм приездом в больницу еще одного нового врача. Медицина в Горячем Ключе растет и развивается. А таких Горячих Ключей по стране сотни. И сотни специалистов приходят, чтобы спасать жизнь людей.
Тогда я задумался, а о чем этот фильм? В фильме люди болеют и выздоравливают, женятся и рожают детей. Сеют хлеб и строят водопровод. Отмечают дни рождения и выступают с докладами, делясь своим опытом работы. Ну, так ведь это сама жизнь. Из этого она состоит. И Герасимов сумел запечатлеть момент передачи Дела жизни одного поколения врачей новому. Арсений Иванович Арсенев 50 лет отдал сельской больнице. Начинал еще до революции[1]. Он создал её она стала его частью, как и он её. Поэтому он болезненно относится к тому, что находятся такие, кто позволяет себе указывать на отсталость. И поэтому же он радуется, когда видит, что появилась молодая смена, готовая взять и развивать его дело. Уже практически без его участия врач Казакова оказывает всю врачебную помощь и добивается прокладки водопровода.
Интересен эпизод, когда новый врач Темкин халатно отнеся к осмотру пациента и вместо того, чтобы лечить язву, вырезал ему аппендицит. Хорошо, что вмешался более опытный хирург, заведующий райздравотделом Кулик и больной не погиб. Однако это послужило жестоким уроком и молодой человек начал меняться в лучшую сторону. Интересен диалог между Куликом и Арсеньевым, после того, как они строго отчитали и выпроводили Темкина за дверь. Оказывается Кулик – ученик Арсеньева и сам когда-то побывал в такой ситуации, но тогда на выручку пришел Арсений Иванович. Сейчас они вспоминали об этом с улыбкой. Жизнь идет и где-то даже повторяется.
А чего нет в фильме? В нем нет Войны. В фильме 1951-го года, рассказывающем о послевоенной деревне нет упоминаний о войне. Только один раз врач Казакова оговаривается, что поздно закончила институт из-за того, что была медсестрой на фронте[2]. И всё. Нет инвалидов, нет вдов, нет памятников и обелисков. Даже боевые ордена почти не появляются в кадре. Это не соответствует действительности? Возможно. Но зачем лишний раз напоминать о войне тем, кто только что её одолел? Кто радуется мирной жизни? Фильм о жизни, а не о её противоположности. Страна оправляется, отстраивается. К чему лишний раз напоминать? Она сама о себе напомнит и без кино.
 
Однако фильм интересен и как документ истории кино. Например, это первый фильм, в котором снялась Клара Румянова[3] и первый фильм, в котором она озвучила ребенка. Когда нужно было записывать плач новорожденного, «исполнитель» уснул и Румянова взялась озвучить. Потом именно этот плач вошел в фильм.
Одну из своих первых ролей в фильме исполнила Инна Макарова. Это не роль первого плана, но и такую непосредственность нужно было сыграть. В течение нескольких минут, что называется, «не со зла», обидеть человека недоверием, спутать его имя и тут же пригласить в гости. Что и говорить, герасимовская школа значит очень многое.
Да и в целом актерский ансамбль подобран, что называется, один к одному: Григорий Белов, Всеволод Санаев, Владимир Гуляев и многие другие мастера советского экрана.
 
Кроме того, фильм интересен и как документ политической истории нашей Родины. Сталин в нем не упомянут вслух ни разу. Разве что в виде подписей под цитатами на стене зала заседаний, и барельефа над президиумом. Ну, так это обычная составляющая наглядной агитации советских времен. Предполагать, что картина была «обновлена» в 1960-е не приходится, так как тогда вырезали бы цитаты и подчистили барельефы. Техника уже позволяла делать такое. О каком «Культе личности» и «безудержном восхвалении» можно говорить?

[1] Факт появления в кадре «старорежимного» врача интересен. Получается традиция сельской медицины не вполне советская, а русская. Так?

[2] К слову, исполнительница роли Татьяны Николаевны Казаковой – Тамара Федоровна Макарова с мужем до 1943-го года оставались в блокадном Ленинграде и сама некоторое время была медсестрой.

[3] Дети всех возрастов, думаю, легко узнают голоса Малыша из «Карлсона, который живет на крыше» или Чебурашки и многих других.

Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция