главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

«СЕМЕРО СМЕЛЫХ»

Печать

Опубликовано 30.09.2019 16:01 , Автор: А.В. Болдырев Категория: GERAS FILM мемориальная киностудия им. Герасимова

Сергей Герасимов начинал вместе со страной
spacer
Недавно посмотрел фильм «Семеро смелых». Раньше я его смотрел в детстве по телевизору и не особо внимательно. Мне тогда были больше интересны мультфильмы. Но я отлично помню, с каким удовольствием его смотрел мой дед. Видимо, он заново переживал тот восторг, который он испытывал во время первого просмотра. Он-то был одногодком с Петром Алейниковым, исполнителем одной из главных ролей в фильме. Фильм был снят о его ровесниках, о его времени.
Для нашей страны это было время рывка, страна стремительно наверстывала отставание из-за гражданской войны, интервенций и революций. Выростали заводы, электростанции, тянулись новые железнодорожные пути, в небо поднимались самолеты, на воду спускались суда. Вместе со всей страной развивалось искусство, в котором как в зеркале отражалось происходившее в стране.
Протяженность нашей страны превышает 10 000 километров, проблема транспорта между востоком и западом всегда крайне остро стояла перед нами. В Северный Ледовитый океан впадают сибирские реки, являющиеся транспортными артериями. Водный транспорт грузоподъемнее и дешевле наземного. Южный водный путь почти вдвое длиннее и пролегает не по всегда дружественным морям. Поэтому Арктика и Северный морской путь – прежде всего для нас были и остаются важнейшим направлением. Вот и шли на север наши люди. Им, романтикам севера, посвящен фильм нашего земляка Сергея Апполинарьевича Герасимова «Семеро смелых».
В основу сюжета положены реальные события, происходившие во время комсомольской зимовки в Арктике в начале 30-х, о которой было написано в книге Константина Званцева, вышедшей в 1934-м году. А также другие события, происходившие в Заполярье.
Авторам фильма удалось передать романтику и героизм ежедневной работы полярника. Вроде бы не происходит ничего особенного. Но в условиях Арктики, в условиях в принципе экстремальных, всё на грани возможного. Погрешность в метеопрогнозе, вполне допустимая и на нынешнем уровне развитии техники, привела к тому, что два сотрудника, отправившиеся в дальнюю разведку, рассчитывая вернуться до прихода циклона, попали в жестокую пургу. В Арктике это означает потерю видимости и зрительной ориентировки, возможность двигаться резко затрудняется, обморожение. Всё это верная смерть. Вынужденная посадка на самолете и вышедший из строя двигатель, когда, как пелось позднее, «кругом пятьсот», тоже означает верную смерть. Только товарищество, сплоченность, взаимовыручка позволили не просто выжить, но и решить поставленные задачи.
Фильм органично дополнен ставшей, благодаря фильму, популярной песней Венедикта Пушкова и Андрея Апосолона «Лейся, песня, на просторе…»
Это был первый звуковой фильм Сергея Герасимова. И первый, получивший широкое признание. Примечательно, что он выступал не только как режиссер, но и как педагог-воспитатель, в фильме снимались его ученики по Ленинградскому техникуму сценических искусств Петр Олейников, Тамара Макарова, Андрей Апсолон. С ними будут сняты еще многие фильмы, вошедшие в антологию советского кино. С них началась знаменитая школа Герасимова, в которую войдут Сергей Бондарчук, Инна Макарова, Клара Лучко, Евгений Моргунов, Сергей Никоненко, Людмила Гурченко и многие другие.
Вот как отзывались о картине известные в то время режиссеры советского кино:
Григорий Козинцев: «Замечательная картина. Стиль "Семеро смелых" — единственно возможный, мужественный, спокойный стиль, которым только и можно говорить о героях. Картина выигрывает оттого, что сделана на простых человеческих деталях. Кинематографические актеры показали в "Семеро смелых" высокий класс. Игра Алейникова, Жакова и других превосходна».
Сергей Юткевич: «Герасимову удалось сейчас наиболее близко подойти к тому реалистическому стилю, который снится нам по ночам. […] В "Семеро смелых" удалось впервые достигнуть актерского ансамбля. Режиссер не подавлял своей индивидуальностью актеров, а вытягивал их. И все играют по-своему, но в едином стиле и одинаково хорошо».
Всеволод Пудовкин: «Главное и решающее в успехе "Семеро смелых" было то, что режиссер, конечно, знал, о чем и почему говорит, и любил свою картину. Да и не только картину — он любил людей, которых создавал. […] Мне кажется, что Герасимову удалось найти, наконец, путь к подлинному соединению достижений немого кино с теми новыми задачами, которые перед нами поставило кино звуковое».
Авторскому коллективу во главе с Сергеем Апполинарьевичем Гарасимовым удалось создать замечательный романтический фильм о советских людях – исследователях Арктики. Интересно, сколько молодых ребят, воодушевленных примером «арктического зайца» Петьки Малибоги, избрали Север в качестве жизненного пути?
Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция