главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

ДАНЬ ПАМЯТИ ИЛИ АНТИРОССИЙСКИЙ ДЕМАРШ?

Печать

Опубликовано 28.10.2021 21:43 , Автор: Болдырев А.В. Категория: ГОРЧАКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Мы накануне «Октябрьских праздников». Так с советских времен мы привыкли называть длинные выходные в начале ноября. Для школьников они всегда были связаны с осенними каникулами. Для взрослых – с дополнительными выходными. Вопрос «Почему праздники «октябрьские», а отмечаются в ноябре?» вопросов не вызывал. О разнице между Юлианским летоисчислением, по которому жила Россия до 26 января 1918-го, и летоисчислением Горигорианским в нашей стране знает практически каждый[1]. В советские времена торжества были привязаны к годовщине Октябрьской Революции, в постсоветские даты немного сместили 7 ноября на 4, изменив заодно и историческую привязку. Праздники стали называться «Днем народного единства» и привязались к освобождению Москвы от польско-литовских оккупантов в 1612-м году. Эти события принято считать окончанием «Смутного времени». Обратим внимание на акценты, которые сделаны нашей страной в данной мемориальной акции. Мы настаиваем на народном единстве, объединении страны против внешних захватчиков. Праздник не носит явно выраженного антипольского характера. Что, кстати обосновано и юридически. Современная Польша и Речь Посполитая разные государства[2]. Так что наша страна здесь ведет себя вполне лояльно к соседям.
 
Однако несколько иначе ведут себя другие наши близкие соседи, еще точнее – бывшие составные части России – РСФСР. Там вопросы сохранения исторической памяти используются не только для объединения народа.
Остался не особенно замеченным СМИ Указ президента Киргизии Алмазбека Атамбаева «Об установлении Дней истории и памяти предков» от 26 ноября. Текст Указа можно прочитать на официальном сайте президента Киргизии [3]. Мы же обратим внимание на историческую привязку. Первым в ряду стоит «Национально-освободительное восстание 1916 года». Для многих об этом событии практически ничего не известно. Школьный курс истории обходил его молчанием, делая акцент на Первой Мировой войне и приближающемся бурном 1917-м. Хотя, советская историография и не замалчивала его совсем, подавая его как восстание против царизма. Однако всё гораздо сложнее.
 
Начнем с повода к восстанию. 25 июня Николай II издал указ о привлечении «инородцев» к трудовой повинности. В условиях потерь России на западном фронте этот шаг правительства страны был совершенно оправдан. Однако напомним, что в армию жители Туркестана не призывались. С точки зрения советских времен, когда в вооруженные силы призывали практически всех мужчин[4], на фронтах Великой Отечественной воевала вся многонациональная страна, такое неравноправие вызывает недоумение. И восстание выглядит как борьба за сохранение привилегий. Но и дальше есть вопросы. Не нравится трудмобилизация – громите сборные пункты, административные здания, уничтожайте документы, списки подлежащих мобилизации – это понятно. Но этим далеко не ограничилось. Были вырезаны мирные русские села Иваницкое и Кольцовка в окрестностях Пржевальска, В одном Пржевальском уезде в имущественном отношении пострадало 6024 семейства русских поселенцев, из коих большинство потеряло всю движимость. Пропало без вести и убито 3478 человек[5]. Лозунги восстания носили откровенный антирусский характер: «Долой белого царя и русских». Не бойтесь! Если будете убитыми, станете шахидами, то есть жертвами во имя ислама, если убьете — то будете газы — героями! Бейте русских, сделаем мусульманабад — мусульманский мир! Убьем русских и создадим мусульманское государство!»
Многие историки говорят об участии в подготовке и проведении восстания турецких спецслужб. Известно, что с 1914-го года на территории Туркестана распространялись воззвания следующего содержания: «Мусульмане! Царствующий над нами Халиф Ислама — Турецкий Султан ведёт войну с Россией и другими ей союзными государствами. Каждый мусульманин должен сочувствовать этой священной войне Султана и обязан немедленно жертвовать на её нужды и во благо войны всего мусульманства. А тот, кто не в состоянии жертвовать, тот должен сам встать в ряды сражающихся против неверных… Настало время освобождения от власти гяуров-русских…». То, что дестабилизация внутри России была на руку Турции – противнику России в Первой Мировой войне – очевидно.
Известно, что свою руку приложили и китайские революционеры из пограничного Синьцзяна, такие как Ли Сяо-фын и Юй Дэ-хай.
Таким образом получается, что восстание 1916-го года носило прежде всего антирусский характер и есть вероятность, что было инспирировано внешними силами. Тогда что призывает праздновать уважаемый Алмазбек Шаршенович?
 
Хотелось бы напомнить киргизским руководителям и историкам, что у их предков в середине XIX века выбор был не велик. Власть ханов Коканда или власть Русского Царя. И многие племена выбирали Россию, добровольно переходя в русское подданство.
 
Обратим внимание на другие исторические привязки в Указе. Октябрьская революция 1917-го и политические репрессии 1930-х. Октябрьская революция – явление крайне сложное и её оценка не однозначна. Поэтому официально в России её годовщина не отмечается. Но киргизские руководители эту дату, что называется «подняли на щит». Еще более сложное явление – репрессии 1930-х. Сложность накладывается еще и скрытостью многих ключевых процессов. Но в тексте указа репрессии однозначно преподносятся как подавление из центра (то есть из России) самостоятельности в Киргизии. Снова в пику России?
 
Здесь снова нужно напомнить, что самою государственность киргизы получили из рук Советской Власти, читай Москвы. Киргизское более-менее самостоятельное государство ведет отсчет с Киргизской ССР, созданной на основе Киргизской АССР, выделенной из состава РСФСР в 1936-м году. О более ранних государствах киргизов сведений найти не удалось.
 
Попробуем подвести итог. Указ президента Киргизии от 26 октября выглядит как антироссийский выпад. Параллельно обращаем внимание на использование вопросов меморизации, сохранения памяти как инструмента внешнеполитических выпадов. И остается пока вопросом, чем обусловлены такие действия киргизского руководства?
15 октября в Киргизии прошли выборы и с 1 декабря в республике новый президент. Тогда не является ли это реверансом ради спокойной пенсии?

[1] Отсюда же понятно каждому россиянину, но вводящее в ступор иностранцев понятие «Старый Новый Год».

[2] К слову, на протяжении практически всего существования государства, столицей Речи Посполитой официально был Краков короли короновались там, несмотря на то, что фактически проживали в Варшаве.

[4] За исключением совсем малых народов и народностей.

[5] Телеграмма военному министру Куропаткину от Туркестанского генерал-губернатора 16 августа 1916-го.

Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция