главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

Время народной дипломатии?

Печать

Опубликовано 08.08.2018 18:52 , Автор: Александр Патритеев Категория: ГОРЧАКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

 IMG_6266.JPG

В конце июля – начале августа на Южном Урале впервые работала Летняя дипломатическая школа. Она объединила экспертов в вопросах экономики, политики, истории, культуры стран Среднеазиатского региона и несколько десятков слушателей, решивших стать народными дипломатами. Реализовало проект областное социально-правовое движение «За возрождение Урала» совместно с Уральским отделением Изборского клуба. Грант на реализацию предоставил Фонд поддержки публичной дипломатии имени А.М. Горчакова.
Время народной дипломатии?
 
Кто такие народные дипломаты? Зачем они нужны нашей стране и, в частности, Челябинской области? Какую роль могут сыграть в проведении саммитов ШОС и БРИКС в Челябинске в 2020 году? Об этом наш корреспондент беседует с руководителем проекта «Летняя дипломатическая школа» Андреем Болдыревым. 

Для саммитов ШОС и БРИКС

- Андрей Валентинович, ради чего и для чего замышлялась Летняя дипломатическая школа? 
- Летняя дипломатическая школа проходила в рамках гранта Фонда А.М. Горчакова, одна из задач которого состоит именно в финансировании проектов, направленных на развитие публичной дипломатии. По рекомендации профессора МГИМО Елены Георгиевны Пономаревой, участника первых Горчаковских чтений в Челябинске, движение «За возрождение Урала» и Уральское отделение Изборского клуба начали сотрудничество с Фондом. После успешного проведения первых и вторых Горчаковских Чтений, была подана заявка на получение гранта для проведения на территории Челябинской области Южно-Уральской Летней дипломатической школы. 

ЛДШ преследует две задачи. Стратегическая задача Фонда – это формирование кадров народной дипломатии. Просто вспомните, сколько у вас в социальных сетях друзей из ближнего и дальнего зарубежья. У журналистов, думаю, как минимум, десятки, то есть вы уже являетесь представителем своей страны в данном пространстве. Этим навыкам – представительства – нужно обучать, чтобы люди достойно представляли страну, причем с пользой для страны. 

- Почему дипломатическая школа стала возможной именно на южноуральской земле?

- Формирование кадров с навыками публичной дипломатии необходимо везде. Речь, конечно, не только о социальных сетях. Посмотрите, чуть ли не каждая вторая фирма работает если не с Китаем, то с Казахстаном или Турцией. И такого делового сотрудничества у нас много. Далее – культурные связи. Челябинская область – центр пересечения культур, так исторически сложилось. В этот контекст органично вписывается вторая цель, которую мы как организаторы ЛДШ поставили, - сформировать группу проектов и участников для работы в рамках саммитов ШОС и БРИКС в Челябинске. К нам приезжали эксперты, руководители проектов, и, с одной стороны, они представляли эти проекты, распространяли информацию, а с другой – эту информацию впитывали потенциальные волонтеры и сотрудники. Как показал опрос, многие проекты заинтересовали слушателей. 

Народные дипломаты. Дипломаты из народа

- Приведите несколько примеров. Были такие проекты, которые заинтересовали лично вас?
- Меня интересовали все проекты. Например, проект о туристическом потенциале Челябинской области, представленный руководителем областного центра развития туризма Дмитрием Столбовым. Или проект информационного ресурса «Саммит-2020», который презентовал Павел Большаков. Был также мультипликационный проект от студии «Видимо-невидимо» Екатерины Конаковой. К слову, мультипликацию как средство интернационального взаимодействия я бы поставил сразу после балета, который, как известно, понятен во всем мире без слов. На площадке дипломатической школы также работал художник Александр Разбойников. Лично для меня его творчество стало одним из открытий последнего времени. Серии его работ «Аркаим», «Рим», «Индия» потрясают. Также хотел бы отметить проект руководителя Челябинской писательской организации Олега Павлова «Интернациональный поэтический слэм» и представленный Алексеем Кочневым достаточно неожиданный проект «Ученый Совет ШОС-БРИКС-Законодательная Комиссия».

Хотел бы добавить, что у ЛДШ существовала и учебная задача. В рамках гранта мы издали учебное пособие Сергея Магнитова для подготовки народных, публичных дипломатов «Дипломатия в контексте современных вызовов и конфликтов». Также к ЛДШ была издана моя книга «Монархо-Династическая Конкуренция»

- Андрей Валентинович, раскройте понятие «народный дипломат». Может ли быть народный дипломат в рамках своего региона или даже города? К слову, сейчас говорят о том, что Челябинской области не хватает штрихов для положительного образа. Что если нам просто не хватает народных дипломатов, которые дипломатически отстаивали бы свою малую родину? 

IMG_6781.JPG

- Народной дипломатией, осознанно или нет, занимаются люди, не являющиеся дипломатами по профессии. В Челябинске учится немало иностранных студентов, да и просто здесь достаточно много иностранных граждан, кроме того, работают представительства зарубежных фирм. Нравится нам это или нет, хотим мы этого или нет, мы погружены в дипломатию. Поэтому народным дипломатом в Челябинске не то что может являться, но уже является каждый. Каждый из граждан России представляет свою страну, и мы совместно с Фондом Горчакова исходим из того, что это нужно делать грамотно, чтобы сформировать действительно правильный образ, чтобы люди видели достоинства и с пониманием относились к недостаткам. Грубо говоря, мусорное ведро есть в каждом доме, но ведь его не демонстрируют гостям. Хотя все знают, что оно есть. Но все-таки дом – это не только лишь мусорное ведро. Достоинства Челябинской области можно долго перечислять: помимо общеизвестного промышленного потенциала, здесь достаточно серьезная культурная составляющая, интеллектуальный и научный потенциал, туристический ресурс. Недостатки? Давайте с ними бороться. 

- Как вы относитесь к фразе, авторство которой приписывают Пушкину: «Я, конечно, презираю свое Отечество с головы до ног. Но мне досадно, если иностранец разделяет со мною это чувство»? Не стала ли эта формула универсальным принципом русской народной дипломатии?

- По своему опыту общения с представителями других национальностей, гражданами других государств, а мне доводилось общаться с американцами, шведами, китайцами, рискну предположить, что этот принцип распространяется если не на все, то на многие страны. Там тоже могут ругнуть свое Отечество, но негативно относятся (к слову, с разной степенью эмоциональности), когда начинаешь это делать ты. Что касается моего отношения к самой фразе, повторюсь, стоит ли выставлять напоказ «мусорное ведро»? Стоит ли народному дипломату говорить о недостатках громко? Нет, не утверждаю, что их надо замалчивать, скрывать. Но какую мы ставим задачу? Сформировать позитивный образ. Поэтому необходимо говорить о достоинствах и при этом, все-таки, не скрывать недостатки. 

Летней дипломатической школе быть?

- Каковы итоги работы Летней дипломатической школы?

- Если говорить об эмоциональной составляющей, участники дипломатической школы нашли много общего, подружились. Кстати, география участников широка – от Челябинской области до… Шри-Ланки. Увинду Видура – это реальный публичный дипломат. Во-первых, он сделал прекрасную презентацию своей страны (такая презентация, как у него, должна быть у каждого, кто выезжает за рубеж), сумев создать ее позитивный образ. Во-вторых, выяснилось, что он нашу страну знает лучше, чем некоторые его коллеги. С ним совершенно свободно можно говорить о Гоголе, о Пушкине, причем далеко за рамками школьной программы. Помимо участников из Троицка, Магнитогорска, Касли, был студент, который хоть и родом из Челябинска, но сейчас учится в Санкт-Петербурге. Что касается географии экспертов, это Екатеринбург, Челябинск, США. 

Если обратиться к конкретным количественным результатам, по итогам работы ЛДШ было сделано 18 видеоотчетов (участники записали свои выступления), 9 презентаций к саммитам ШОС и БРИКС, 38 материалов на разную тематику, 1 учебное пособие. 

- Будут ли эти результаты использованы для анализа, проработки и применения? Возможно, они лягут в основу рекомендаций при подготовке к саммитам ШОС и БРИКС?

- У нас есть обязательство по информационно-аналитическому отчету перед Фондом А.М. Горчакова. Собственником этого отчета, по сути, интеллектуального продукта, является грантодатель. Безусловно, мы будем, по возможности и по согласованию с Фондом, использовать результаты этой работы здесь, в Челябинской области. Работа, по большому счету, только началась. 

- Какое продолжение вы видите? Перспективы?

- Сделать Летнюю дипломатическую школу традиционной. Так же, как и Горчаковские чтения уже стали традицией, проходя два года подряд в Челябинске. Как показывает практика, это интересно всем – жителям региона, научному сообществу, бизнес-сообществу, органам власти. Так что, действительно, в планах – вновь подавать заявку на получение гранта. Правда, пока не буду загадывать. По крайней мере, сейчас можно говорить о том, что организационно Первая школа состоялась. Отзывы участников в целом позитивные. Причем это не дежурное «спасибо», но есть на самом деле конструктивные пожелания с учетом опыта участия в других мероприятиях. И этот конструктив мы, естественно, будем учитывать. 

- Андрей Валентинович, по окончании общеобразовательной школы ученики получают аттестаты. Что получили выпускники ЛДШ?

- Дипломы. Кроме того, была организована внутренняя конкуренция. Присуждалось одно 1-е место, два 2-х места и три 3-х места. 1 место занял Кирилл Серебряков, студент Санкт-Петербургского Государственного Университета, о котором я упомянул ранее. 2-е место поделили представитель Союза татарской молодежи Даниил Абдулин и Ксения Афонина, выпускница ЮУрГУ. 3-е место завоевали студентка ЧелГУ Анастасия Турова, педагог-психолог, выпускница ЧГПУ Екатерина Рожнова, а также студентка МГТУ имени Г.И. Носова Елена Липчевская. 

Знаете ли вы, что…

В работе Летней школы дипломатии, прошедшей с 31 июля по 5 августа в Аргаяшском районе, приняли участие два десятка слушателей и экспертов. В рамках научно-семинарской программы прошедшие собеседование южноуральцы получили возможность бесплатно прослушать лекции и обсудить с экспертами вопросы экономики, политики, истории, культуры стран Среднеазиатского региона. Кроме того, на площадке Летней дипломатической школы был презентован ряд проектов, которые предложат к реализации для расширения возможностей сотрудничества в рамках ШОС и БРИКС. 

Источник
Фото Павла Большакова
Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция