ХУДОЖНИК, ПОБЕЖДАЮЩИЙ СМЕРТЬ

Печать

Опубликовано 11.01.2023 22:23 , Автор: Магнитов С.Н. Категория: Институт эстетической стратификации


1.

Мотив черепа в картине всегда имел значение смерти, о которой всегда нужно помнить. Но Василий Соловьев настолько живописец, что у него оживают даже черепа. Несмотря на то, что перед нами натюрморт, нас не оставляет ощущение, что это другой жанр. Ну посмотрите, череп – это Череп, он живой участник картины: немного художественных мазков – и глазницы оживают, печально смотрят на мир вокруг – ведь он несёт смерть. Более того, он – в центре композиции, значит он главный герой! Смерть – главный герой картины? Она – Жива!

 

Мы повторяем, Соловьев рождает новый жанр – натюрвит, живая натура, потому что даже черепа тут живут.  

Гениальность художника в умении создать картину, где идёт борьба частей картины или её персонажей. Построить мощное противостояние – это только кисть мастера. Здесь власть Черепа колеблет автопортрет Рембрандта.

Обратим внимание, несмотря на то, что Рембрандт за «спиной», за затылком Черепа и он вроде бы дооформляет первичный смысл картины – «мементо мори», помни о смерти!

Но не все так, как кажется поначалу. Рембрандт смотрит точно на Череп. Обратим внимание, что несмотря на то, что Череп занимает композиционный, а значит и смысловой центр, взгляд Рембрандта несёт вызов – начиная с композиционного решения – его взгляда – глаз, которые выше по уровню – он смотрит сверху вниз.

Это взгляд победителя.

И вот получается, перед нами противостояние смотрим – с кем? С художником! И как разрешается это противостояние?  

 

2.

Чтобы уточнить свою версию, что перед нами картина победы гения художника над смертью, я сравнил его с оригиналом – автопортретом самого Рембрандта. Соловьев изменил автопортрет Рембрандта! Это поразительно.

Что меня впечатлило? Во-первых, версия Соловьева сохраняет полную похожесть оригинала, то Рембрандт – это Рембрандт! Но в оригинале нет во взгляде той победительности над Смертью, какое лицу придал Соловьев! То есть Соловьев переписал портрет Рембрандта – для спора того со Смертью! Он даже заставил его язвительно улыбаться! Обратите внимание, что в оригинале губы сжаты, края губ опущены, а у Соловьева - приподняты! Улыбка-то язвительная, не принимающая смерть.  

Во-вторых, в оригинале глаза Рембрандта приспущены. В них – накопившаяся тяжесть жизни за спиной, налет печали, немного возрастной грусти. Соловьев просто стирает эти черты – открывает глаза! Распахивает их! И глаза смотрят молодостью и силой – сводя по Черепу и устремляясь вдаль. И если бы в картине не было бы контура картины, то было бы полное ощущение, что на нас смотрит совершенно живой человек!  То есть Соловьев не скопировал Автопортрет, оригинал – а, по сути, оживил самого художника!

 

 

В-третьих, почему Рембрандт? – Очень просто: потому что он уже по факту победил смерть. Он вошёл в историю искусства своими шедеврами и зовет художников победить смерть своим искусством! Рембрандт – символ гениальности в искусстве, который утверждает: искусство побеждает смерть.

Соловьев создал манифест Победы Искусства Над Смертью!