главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

И ВЕЧНЫЙ БУНТ?

Печать

Опубликовано 11.01.2023 20:17 , Автор: Магнитов С.Н. Категория: Институт эстетической стратификации

1.


Жизнь – это всегда Бунт, - сказал мне однажды человек – особенно если ты умный человек. И добавил: не восстанешь – не проживешь.

Поэтому я назвал эту реплику И вечный Бунт? – если ты делаешь ставку на Вечную Жизнь?

 

 

Для Соловьева Пугачев фигура не просто историческая, а фигура Принципа Жизни.

Ещё дело в том, что Пугачев шёл ногами по его родным места – Уйское, Кидыш, Маслово. И им пропитаны многие легенды этих мест. Но какие лица и смыслы у этих легенд?

Мы в этом с Соловьёвым похожи. Мой город Миасс пропитал пугачевскими топонимами – Пугачевская поляна, Пугачевская пещера, наконец знаменитая тайна озера Инышко, которая мною владела всю жизнь, на дно которого Пугачев сбросил караван золота. Причем не в смысле, а неплохо бы золотишко со дна Инышка поднять, а в смысле, откуда золото, почему надо было его прятать, от кого и зачем? – и куда оно делось – и все это в контексте вопроса: он грабитель или освободитель?   

И вот тут честно: я не могу прочитать замысла Соловьева в отношении Пугачева в этом портрете. Я попробую озвучить, что прочиталось.

 

Графический набросок. Отсюда принципиальная незаконченность портрета. Значит незавершённость понимания – кто же для него Пугачёв: освободитель или бандит? Символ чего Пугачев – свободы, воли или простого грабежа? Он кто – предводитель восстания казаков или переворотчик-самозванец, который использовал казаков вслепую для выполнения неведомых интересов? Он – национальный герой и соблазнитель-погубитель множества своих сподвижников?

Мне кажется этот портрет – это все озвученные вопрос без единого ответа.   

 

Набросок списан с известного портрета тех времен, но с явными «вставками».

Первое. У Соловьева Пугачев говорит – рот приоткрыт в слове.

Второе. Глава настолько выразительны, настолько оживлены, что можно говорит о прямой полемике с исходным прижизненным портретом – глаза горят, глаза в поединке, глаза светятся гневным гневом и той суровостью, которая всегда располагает к доверию в отношении лидера.  

Третье. Нет – оков и цепей! То есть изображен свободный человек!

Получается, для Соловьева Пугачев навроде культа и модели поведения для себя?   

Но не получается. Я бы сделал такое заключение, если бы рот Пугачева не выражал недосказанность и растерянность, то да – Пугачев и сегодня зовет на бунт. Да, в оригинале выражение лица Пугачева спокойное, принявшее судьбу. А Соловьев делает из него несмирившегося бунтаря. Казалось бы, снова можно задать волну путча, но …

Но вот эта самая растерянность кривого рта с опущенными краями, конечно, вопиет: я готов, но ради чего? где та Планида, ради которой нужно рвануть? И в глазах двойственность: они выражают благородную ярость или … страх, неувереннность в святости своей ярости?  

То что это глубоко личный вопрос, сомневаться не приходится: на фоне – меч Соловьева с ясной прописью – ВС. Но – опять-таки меч – не в руках Пугачева, - а за спиной – то есть в некоем простое и сомнении! Не получается из этой вещи вечного бунта.  

 

2.

Василий Соловьев – один из самых ищущих, я бы сказал рефлексирующих, художников из которых я знаю. И всё это выносится на полотна. Поэтому картины его наполнены идейной борьбой, коллизиями времени, исходностью и безысходностью. Короче, по его полотнам можно и нужно читать век 20-ый и, как ни странно, век 21. Его страстная работа по выяснению, что пойдёт в век 21 из века 20, на что делать ставки, что музеефицировать, а что делать моделью, примером поведения, а что просто оставить в покое в исторических тенётах -  – это в его картинах. И одна из таких боевитых – графический набросок Пугачева.    

И я бы хотел пожелать художникам важную в этом историческое факте сюжет, который во всей арт-пугачевщине не осмыслен: Пугачев и Суворов – который его арестовывал, сочинил для него клетку, имел множество диалогов с ним до момента сдачи Пугачева на руки графу Панину.

Почему этот сверхинтригующий сюжет остался вне художественной мысли – нет Суворова ни в одном кино, ни в одной картине, ни в повести, ни в одной песне!? Потому что Суворов на фоне Пугачева – не герой?

Так ли это?  

Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция