ВЛАСТЬ ДАРОМ НИЧЕГО НЕ ДАЕТ И НЕ ДАЕТСЯ ДАРОМ.

Печать

Опубликовано 30.01.2023 18:12 , Автор: А.В. Болдырев Категория: Институт эстетической стратификации

В начале «Перестройки», когда свобода уже открылась, но еще не стала вседозволенностью. Когда еще сильны были традиции качества советского времени, а пена пошлости и бездарности еще не поднялась под видом «новаторства» и «переосмысления». Когда люди творчества еще не разменялись на мелочи и дешевые эффекты, создавались произведения, затрагивающие фундаментальные понятия нашего Бытия. Человек и Власть – эта тема относилась и относится к категории вечных, ибо покуда существует Человек, существует и Власть. И отношения Человека и Власти требовали и требуют осмысления.

В 1989-м году на экраны тогда еще СССР вышел фильм «Слуга». На мой взгляд, один из лучших фильмов на тему Власти и Человека.

В конце 1980-х в некий областной центр приезжает бывший руководитель области, а ныне чиновник союзного масштаба Андрей Андреевич Гудионов. Приезжает инкогнито, без помпы. Нужно привести в порядок кое-какие дела в прошлом, чтобы они не «аукнулись» в настоящем. Останавливается в доме своего бывшего шофера – ординарца - доверенного лица, тогда - Пашки по кличке Шакал, а ныне – Павла Сергеевича Клюева – известного хорового дирижера, которому вот-вот присвоят «Заслуженного». Попутно Гудионов просит Клюева прояснить кое-какие детали, связанные с их прошлой совместной работой. А детали оказываются немаленькими, да еще такими, что острыми углами из прошлого выпирают в настоящее. Давний конкурент Гудионова - Брызгин Роман Романович выбыл из конкурентной борьбы по причине серьезных травм в автокатастрофе. А виновником автокатастрофы, как выясняется, был ни кто иной, как Клюев. Но Клюев скрылся вместе с самосвалом, в котором сидел, а «срок тянул» водитель Брызгина. Роман Романович оказался не из тех, кто просто так сдается. Даже в больнице, даже на инвалидности он искал правду и нашел. И начал действовать, писать в инстанции. Вот и забеспокоились. Сначала Гудионов в Москве, а к Клюеву приходит повестка от следователя. Исходя из своей привычки угадывать желания хозяина, Павел находит Брызгина и привозит его в Москву Гудионову, но тот не выдерживает пути и умирает по дороге. Арест Клюева не показан прямо, только намек - люди в штатских костюмах, предъявляющие служебные удостоверения билетерам в театре. Гудионов же остался «чист». Он ничего никогда не приказывал, по крайне мере вслух. Он в Москве, в высшей партийной и государственной элите. Живет в элитном доме и у него новый шофер – тоже бывший десантник, как когда-то Павел Клюев - «демобилизованный, но призванный».

Параллельно идет рассказ о совместной работе Клюева и Гудионова. Оказывается, что Гудионов очень сильный человек, способный подчинить и демобилизованного сержанта-десантника, и генерала, и партийного чиновника и даже лесного волка. Честно признаюсь, я периодически пересматриваю этот фильм, главным образом из-за актерской работы Олега Борисова (одна сцена с волком чего стоит!). Ему удалось создать на экране не просто Андрея Андреевича Гудионова – человека Власти, но саму Власть. Неспроста фильм начинается с «диалога» Гудионова и волка. Настоящей Власти безразличны внешние проявления вроде дорогих машин и драгоценных «цацек». Когда нужно, Гудионов запросто ездит в автобусе и ходит в потертом плаще и мятой шляпе. Питается в заштатных «столовках». Выгоняет дорогих женщин. Равнодушен к золоту в шоколадных конфетах. А Павел ему служит. И дело, скорее всего, не в тех благах, что ему перепадают, не в статусе шофера номенклатурного гаража, а в его преклонении и преданности Силе, которую олицетворяет Гудионов. Здесь, кстати, очень к месту в фильме сцена его отъезда в Москву, когда он стоит на подножке уходящего поезда, а Павел бежит за ним и не может догнать. Гудионов по-своему честен. Он сполна вознаградил Павла, а попутно и свою возлюбленную Марию. Выдал её за Павла замуж, создал семью, подарил им дом. Дал возможность реализоваться таланту Павла, подарив ему хор. И Павел принимает. Дом, женщину, хор. Мог бы не принимать, но тогда всю жизнь «забивал бы «козла» в гараже». Не было бы ни дома, ни семьи, ни хора. Не было бы уважаемого человека Павла Сергеевича Клюева. Остался бы только Пашка-Шакал. Но есть еще нюанс: Гудионов без всяких сантиментов отрекается от Клюева, когда возникает угроза лично ему. Более того, он ни разу прямо не высказался о той автокатастрофе. Он изначально был внешне ни при чем.

Власть ничего не дает даром. Гудионов ясно говорит: «Без тех дел, не было бы этих». (Кстати, еще одна вечная тема: «Оправдывает ли будущее благо прошлое зло?») Судя по всему, Павел будет расплачиваться свободой. Сам Гудионов, судя по намекам в фильме, много чем пожертвовал ради Власти. Не женился на любимой женщине. Совершил преступления, которые висят над ним как Дамоклов меч. Как знать, может и его ждет расплата?

Картина несет на себе отпечаток эпохи. Тогда все знали как нельзя, и ни кто не знал как надо. Вот и в фильме мы видим, что путь, которым шел Клюев нельзя назвать правильным. Суд и тюрьма по уголовной статье для артиста почти наверняка крах карьеры. Гудионов, Мария, Брызгин – все по-своему несчастны. Но и правильный путь не показан. Нет примера счастливого человека. Есть разве что намек на какое-то самодостаточное состояние в лице Отца Василия – бывшего сослуживца Павла по номенклатурному гаражу, ставшего священником. Но и Отец Василий отмалчивается на вопросы Павла. Да и Павел ничего не просит. Церковь, Православие – путь, на который Павел только взглянул, но не встал.

Другой вопрос, на который нет ответа в фильме – «Зачем человеку Власть?». Власть малая – понятно. Подавляющее большинство, достигнув небольшой власти, получив какие-то блага, гарантии стабильности успокаиваются. Зачем бороться дальше? В погоне за большим, можно потерять малое, которое уже есть. С этой точки зрения понятно, зачем власть Клюеву. Для него это дом, деньги, общественный статус, возможность реализовать свой талант. Больше ничего не нужно. Но зачем Власть большая? Зачем власть Гудионову? Он-то ведь буквально ходит по кромке. Ради чего рискует свободой, здоровьем, жизнью? Зачем Власть Брызгину? Он всерьез конкурировал с Гудионовым. Настолько, что легальным путем его устранить не удавалось. И был, как минимум сопоставим по силам. Ради чего Брызгин потерял здоровье?

Не часто в авторском коллективе одного фильма встречаются высококлассные мастера. «Слуга» - как раз тот редкий случай. Сценарист – Александр Миндадзе, режиссер-постановщик – Вадим Абдрашитов, оператор-постановщик – Денис Евстигнеев. В главных ролях Олег Борисов и Владимир Беляев. Их блестяще дополняют Алексей Петренко и Ирина Розанова. А еще великолепная музыка в исполнении Государственного оркестра кинематографии и Государственного академического хора Союза ССР. Так что фильм стоит посмотреть, чтобы поразмышлять над вечными проблемами и получить удовольствие от кино высокой пробы.

 

Теги: «Слуга», Человек и Власть, Болдырев.