главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

ВМЕСТО НОВОГО МИРА БРЫЗГИ ОТ МЫЛЬНЫХ ПУЗЫРЕЙ

Печать

Опубликовано 30.06.2021 08:00 , Автор: А.В. Болдырев Категория: Институт эстетической стратификации

Про то, что американская экономика во многом напоминает мыльный пузырь, сейчас открыто говорят с экранов телевизоров, пишут в электронных СМИ. Известно, что значительная доля американского ВНП формируется за счет прибыли от финансовых спекуляций. Что доля реального сектора постоянно сокращается. Что и Великая Депрессия и кризис 2008-го года были спровоцированы схлопыванием финансовых пузырей. Явно те, кто контролирует американскую экономику, понимают, что это уже давно не секрет для человечества. Вариантов два: Либо ломать систему, сложившуюся за столетия, либо пытаться продлить жизнь системе, а заодно объяснить людям, что это нормально. Первый вариант означает потерю всего и неприемлем по определению. А вот со вторым можно поработать еще какое-то время. Что происходит в сферах политики, финансов, экономики – предмет отдельного большого исследовании. Мы же заглянем в сферу эстетическую. Объяснению нормальности происходящего во многом посвящен фильм «Уолл-Стрит. Деньги не спят», снятый в 2010-м году как продолжение снятого ранее фильма «Уолл-Стрит». К слову, первый сиквел режиссера Оливера Стоуна.

На сюжете нет смысла останавливаться. Известный нам по предыдущему фильму Гордон Гекко освободившись из тюрьмы, ищет и находит пути на финансовый олимп и восстанавливает отношения с дочерью. Нас интересует другое: слова, философствования героев, большие и малые интриги, которые крутятся вокруг основной линии. Гордон Гекко, презентуя свою книгу, откровенно говорит, что 40% американской экономики – это финансовые спекуляции, что кончится всё, как знаменитая история с «Тюльпаноманией» в 1636-37-е годы[1]. Открыто и грубо говорит, что жадность, свойственная американскому обществу, стремление покупать, брать кредит и снова покупать, еще кредит - еще покупки, все это путь в никуда. Не уверен, что достоверно были воспроизведены кулуарные интриги финансового мира, но факт налицо: Из-за ложных слухов может быть уничтожена реальная компания, например, нефтяная или энергетическая. Судите сами, не абсурд ли, что останавливается работа генераторов, выключаются трансформаторы, остаются без работы тысячи сотрудников и всё из-за того, что кто-то кому-то что-то шепнул или какая-нибудь газета запустила «утку». Абсурд, но это так. Реальная промышленность завязана на финансы, а на финансовых и фондовых рынках царят спекулянты. И пока у них будет получаться «делать деньги» (слово «зарабатывать», как имеющее отношение к реальному производству здесь явно не уместно) на колебаниях курсов, так и будет. Чем больше колебания, тем больше заработок. В фильме нам показывают два таких сюжета. Авторы фильма признают: «Да, этот так!»

С другой стороны, как само собой разумеющееся нам показывают, что миром правят финансисты. На совещаниях в финансовых компаниях решается, в какую реальную компанию направить инвестиции и аргументами служат не потребности людей в станках или кораблях, не необходимость разработки альтернативных источников энергии, а прибыль, которую можно будет получить, продав компанию или её акции через какое-то время. Представители реального сектора показаны где-то на втором плане, они существуют постольку, поскольку к ним благосклонны или не благосклонны «их величества финансовые короли». Нам настоятельно внушают, что это – единственно правильный вариант. И здесь у финансистов нет выбора. Стоит им упустить власть, их ждет немедленный крах. «Торговать воздухом», как говорил персонаж сказки «Незнайка на Луне»[2] не получится. В конце фильма нам показывают благостные картинки, намекающие, что всё не так плохо. Мать главного героя бросает спекуляции с недвижимости и возвращается к работе медсестрой в больнице. («Дилетанты, занимайтесь своим делом, не гонитесь за «длинным долларом!») Финансовый спекулянт находит $100 000 000, чтобы вложить их в энергетические технологии. Нам говорят: «Мы, финансисты, правим миром и мы, в общем, неплохие люди».

Рефрен, который проходит через весь фильм: Миллионы лет назад произошел Кембрийский взрыв. После этого эволюция резко ускорилась. Появились новые виды и, в конце концов – люди. Когда лопаются пузыри, рождаются новые виды. И весь фильм – мыльные пузыри, пузыри, пузыри… На лужайке в парке, на семейной вечеринке - везде. Этот изобразительный ряд очень хорошо накладывается на тезис, что пузыри финансовые – это нормально. Цивилизация, планета так и должны существовать. Взрыв – это освобождение энергии. Энергии! А когда лопаются пузыри, остаются только брызги и пустота.

Построенная на пригожинской идее плодотворной дестабилизации и теории взрыва для обновления – конструкция, как правило, получает разделенный вид: мы получаем дестабилизацию и взрыв и не получаем плодотворное и новое. Так что от кинопропаганды теории взрыва и нестабильности можно и отказаться.


[1] Тогда в результате искусственно созданного ажиотажа цены на луковицы тюльпанов взлетели до сверхвысокого уровня, а в феврале 1637-го всё рухнуло. Многие исследователи считают «Тюльпаноманию» первым биржевым пузырем.

[2] Кстати, поучительнейшая книга.

Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция