главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

ПОЙДЁТ ЛИ «ЛЕЩЕНКО» НА МАЙДАН?

Печать

Опубликовано 26.01.2024 13:06 , Автор: А.В. Болдырев Категория: Институт эстетической стратификации

Либеральная идея в нашей стране сейчас отошла на второй план. Восстановление после разрухи 90-х, рост авторитета нашей Родины на международной арене, Крым, наконец. Всё это отодвинуло либеральные и общемировые ценности. Однако либеральные идеологи не собираются сдаваться. И весьма изобретательно находят пути продвижения своих идей … На прошлой неделе телезрители нашей страны смогли вновь посмотреть многосерийный фильм «Петр Лещенко. Всё, что было …», представляющий собой фильм-концерт по мотивам биографии популярнейшего в 1930-40-е годы певца Петра Лещенко.
 
Немного напомним, кто такой Петр Лещенко – русский и румынский певец, исполнитель танцев, ресторатор. В годы Гражданской войны оказался в Румынии, где и состоялся как популярный шансонье. Гастролировал по Европе, Ближнему Востоку. Его пластинки издавались в Европе, США, Австралии. Несмотря на негласный запрет, был очень популярен в СССР, в том числе благодаря поддельным пластинкам. Умер в 1954-м в румынской тюрьме Тыргу-Окна.
Так сложилось, что имя певца использовалось против нашей страны. Нацисты в годы Великой Отечественной войны транслировали его песни через громкоговорители на фронте и нагло заявляли, что «Чубчик»[1] с ними. Пик нелегальной популярности Лещенко в СССР был в 1930-1950-е. Новый пик, уже легальный, пришелся на конец 1980-х[2], когда под видом возвращения «забытого», продвигались эмигрантские, то есть если не прямо антисоветские, то несоветские культурные явления. С прямым намеком: «Смотрите, какой талант потеряли из-за советов!». Наконец, снятый в 2013-м сериал «Петр Лещенко. Всё, что было …» который зрители посмотрели вновь.
 
Если вывести за скобки концертные номера, то получается следующая картина: Петр Лещенко более-менее регулярно демонстрирует свой русский патриотизм и сопротивление нацизму: дерется с австрияками, поет по-русски в присутствии офицеров Вермахта, в том числе вызывающие частушки. Помогает своему импресарио-еврею. Пытается организовать побег друзей-цыган. Покрывает убийство румынского офицера. Дело доходит даже до теракта в Кишиневе и перевозки «подарунка» (взрывателей) в артистическом багаже для одесских партизан с последующим взрывом немецкого крейсера на одесском рейде. Шумный прием в одесском дворике. Женитьба на русской Вере Белоусовой. Наконец искреннее стремление получить советский паспорт. Взамен – тюрьма с советским персоналом. Побои, смерть в тюрьме. Вот что Родина, предлагает взамен на патриотизм. Главными «плохишами» в сериале выглядят сотрудники госбезопасности, присутствующие в каждой серии. В основном против них направлен обличительный пафос фильма (на кого намек?). Еще в фильме есть явный подкаблучник генерал-лейтенант. Напомним, между прочим, что до ноября 2012-го Минобороны России возглавлял Анатолий Сердюков, скандал в отношении которого связан с женщиной. А первый выход сериала на экраны состоялся в 2013-м, то есть в разгар скандала. Направленность картины против советских и российских силовых структур просто очевидна.
 
Затронем теперь фактическую историческую сторону. Начнем с весьма вольной трактовки биографии певца. Хотя бы потому, что он был незаконнорожденным, а отчим Алфимов А.В. был зубным техником. Следовательно, отца-унтера быть не могло. Почему-то совершенно обошли молчанием родившегося в 1931-м году сына Игоря. Скорее всего, факт, что Игорь Лещенко прожил до 1978-го года и был балетмейстером в Театре оперы и балета Бухареста, плохо вписывался в изображение репрессивных органов, преследовавших «детей врагов народа». Текст знаменитой песни «Я тоскую по Родине» был действительно написан Георгием Храпаком. Неизвестно, был ли у Петра Лещенко сослуживец Георгий Храпак в Первую мировую. Зато известно, что Георгий Васильевич Храпак (1922 – 1996) служил в Красной Армии и в декабре 1944-го передал текст Петру Лещенко, о чем свидетельствовала Вера Лещенко. И подобных неточностей и умолчаний в фильме хватает.
 
Таким образом получается, что взамен уже порядком избитых заклинаний об «ужасах сталинской тирании» нам предлагается более мягкая версия аналогичной направленности, аккуратно упакованная в обертку патриотизма, да еще и в сопровождении популярных явлений культуры. Что ж, остается только отдать должное изобретательности.
 
В заключение хотелось бы коснуться концертных номеров. Отдавая должное артистическому таланту Константина Хабенского, нужно твердо отделить манеру Петра Лещенко и то, что мы видели на экране в исполнении Хабенского. Принципиально другой тембр голоса. Петр Лещенко был мастером городского романса[3], шансона в его классическом понимании, того, который представляли Александр Вертинский и Вадим Козин. Мягкая, интеллигентная манера. Хабенский же, практически «выдавал блатняк». Не буду спорить, концертные номера Константина Хабенского хорошо сделаны и представляют определенную художественную ценность, но ценность самостоятельную, отдельную от творчества Петра Константиновича Лещенко.

Книги автора можно приобрести здесь

[1] «Чубчик кучерявый» - одна из популярнейших песен певца.

[2] В 1988-м выпущенный «Мелодией» его диск-гигант занимал первые места во всесоюзных хит-парадах.

[3] Возможности сравнить Интернет предоставляет самые широкие

Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция