КОГДА НЕТ ДРУЗЕЙ, ПРИХОДИТСЯ ВЫБРАТЬ ДРУЗЬЯМИ ВРАГОВ?

Печать

Опубликовано 14.06.2017 16:50 , Автор: А.В. Болдырев Категория: Институт эстетической стратификации

Руководителю часто приходится объяснять подчиненным свои действия, особенно непопулярные. Сознанию, особенно массовому, свойственна инерция, Например, союз с противником, тем, который буквально несколько минут назад рассматривал тебя как добычу. А если это руководитель не просто фирмы, а страны? Если приходится выбирать между многими? В качестве примера можно привести ситуацию в конце 1930-х – начале 1940-х. В 1939-м году опасность в Европе была не просто очевидна, а Европа уже реально горела. И СССР был вынужден выбирать с кем договариваться, с Англией и Францией, которые договариваться не только не желали, но наоборот делали всё, чтобы толкнуть Гитлера на Восток, или с Гитлером, с которым, в общем, делить было нечего, но который был готов договариваться? С точки зрения идеологии разницы особой нет, и те и другие – капиталисты. Теперь с другой стороны Атлантики. В 1941-м году США также стояли перед выбором, кому помогать: большевистскому СССР или нацистской Германии? Выбор был сделан в пользу того, на кого напали, тем более, что после Перл-Харбора, выполняя союзнический долг перед Японией, Германия объявила США войну[1]. Однако саму возможность выбора меньшего из двух (а то и более) зол, необходимо обосновать концептуально. И здесь на помощь приходит кино.
 
Фантастика – особый жанр, который имеет ряд интересных свойств. В том числе, он позволяет рассматривать современные проблемы без называния конкретных имен, не вызывая ненужных ассоциаций и соответствующих негативных реакций. Например, зачем называть неких реальных соперников, когда можно показать абстрактных врагов, а еще лучше вообще инопланетного происхождения. Мы говорим о фильме «Чужой против Хищника», снятый в 2004-м году на студии «20-thcenturyFox» режиссером Полом Андерсом. В фильме на Земле «встретились» две вымышленные инопланетные враждебные нам расы. «Хищники»[2], которые рассматривают людей также, как люди рассматривают каких-нибудь зайцев или лис, только как объект охоты для развлечения, и «Чужие»[3], смысл существования которых состоит в собственном размножении и уничтожении всего, что стоит на пути. Встреча произошла в древней пирамиде в Антарктиде. На беду там оказалась и экспедиция людей. Как выжить между двумя заведомыми врагами? Казалось, шансов нет. Однако на счастье людей оказывается, что эти две расы являются смертельными врагами и один из людей произносит классическую фразу: «Враг моего врага – мой друг.» Люди принимают решение помогать «Хищникам», которые хотя бы антропоморфные и с которыми возможно объяснение на уровне жестов. «Хищникам» передается найденное в пирамиде оружие их расы, при помощи которого людям и «Хищникам» удается победить «Чужих», представляющих смертельную опасность и для тех и для других.
 
Попробуем подвести итог. Люди столкнулись с двумя смертельными врагами. И те и другие рассматривают людей как добычу. Но одни в меньшей степени. Кроме того, их самих «третья сторона» рассматривает как добычу и ни с кем, ни на какие переговоры идти не собирается. Перед лицом большей опасности заключается временный союз, который делает возможным выживание обоих. Понятно, что на этом ничего не заканчивается и всё еще впереди. Но в этом месте и времени выжить удалось.
 
Теперь попробуем взглянуть на ситуацию с позиции США образца начала 2000-х. Мировой гегемонии приходит конец. Китай «накачал» военные и экономические мышцы. После хаоса 1990-х поднимается Россия. Не всё ладится с Европой. Набирает силу Индия и Латинская Америка. Всё это в той или иной степени геополитические конкуренты США. И с ними придется как-то иметь дело. С кем-то придется заключать союзы, даже, если на первый взгляд контрагент выглядит не особо привлекателен и ранее замечен в действиях, которые нельзя назвать вполне дружественными или вообще нельзя назвать таковыми. И к этому общественное мнение необходимо готовить.

[1] Для компетентных читателей, заметим, что про Акт Конгресса США от 17 апреля 1941-го и про Орден Заслуг германского орла, которым был награжден Генри Форд, мы знаем. Однако нас интересует внешняя сторона вопроса, так сказать, для широкой публики.

[2] Впервые зрители встретились с ними в 1987-м году в фильме «Хищник» режиссера Джона Мактирнана.

[3] Одноименный фильм был снят в 1979-м году режиссером Ридли Скоттом.