главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ПЕРВЫЕ ГОРЧАКОВ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

ЖЕСТОКИЙ ОПТИМИЗМ

Печать

Опубликовано 03.02.2018 19:30 , Автор: Болдырев А.В. Категория: Институт эстетической стратификации

С современных либерально-толерантных условиях стихотворение «Если дорог тебе твой дом …» сочли бы пропагандой экстремизма, а его автора – Константина Симонова привлекли к суду.
«Так убей фашиста, чтоб он,
А не ты на земле лежал,
Не в твоем дому чтобы стон,
А вего по мертвым стоял.
Так хотел он, его вина,—
Пусть горит его дом, а не твой,
И пускай не твоя жена,
А его пусть будет вдовой.
Пусть исплачется не твоя,
А его родившая мать,
Не твоя, а его семья
Понапрасну пусть будет ждать.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!»
Но то была Война. Вопрос стоял кто-кого. В самом жестоком понимании. Либо мы сокрушим гитлеровцев, либо не будет нас. И задача перед нашими литераторами и кинематографистами стояла не простая. С одной стороны, нужно было ожесточить людей, направить их энергию на уничтожение врага. С другой – внушить веру в Победу. Стихотворение Симонова не единственное. Таких художественных произведений было в те годы не мало. Одно из них – фильм Фридриха Эрмлера «Она защищает Родину».
 
Композиция картины построена на контрасте. Счастливая молодая женщина Прасковья Лукьянова до войны. Муж, сын, дом. И всё это в одночасье унесла война. Жестоко убиты и сын, и муж. И перед нами другой человек. Ранняя седина, черная – вдовья одежда: на вид ей лет на двадцать больше. И нечеловеческая жестокость во взгляде. Жизнь её посвящена мщению. Само по себе превращение женщины, чье предназначение дарить жизнь в убийцу, мстителя несет мощнейший эмоциональный эффект. И своим мщением она заражает своих односельчан, которых организует на борьбу с захватчиками.
Смерть в фильме предстает во всем её ужасе. Задавленные танковыми гусеницами дети и раненные. Что может быть ужаснее?
Очень интересна сцена допроса пленного генерала. Тот требует соблюдения правил ведения обращения с военнопленными[1]. Но вместо крика, побоев он получает спокойные жестокие вопросы женщины. «А про то, как раненых танками давил, сыну расскажешь или соврешь?» Если у человека есть хоть остатки совести, то такие вопросы хуже пыток.
И несмотря на все ужасы оккупации, жестокость карателей и вражескую пропаганду люди выживают и побеждают. И пусть до Победного Мая еще далеко. Пусть разгромлен не самый большой гарнизон, но это – победа. Еще один шаг в долгом пути к Победе. И пролетающие над головами наши самолеты выглядят как несущие на крыльях весну птицы.
 
Интересна личность автора сценария фильма. Алексей Яковлевич Каплер известен не только как автор сценариев таких фильмов как «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Полосатый рейс», «Человек-амфибия»; не только как бессменный ведущий «Кинопанорамы» с 1966-го по 1972-й год; но и как возлюбленный дочери Сталина Светланы. С точки зрения «разоблачителей Культа» он выглядит как жертва политических репрессий. Но если посмотреть на вещи спокойно, то возникают вопросы. Есть элементарные правила техники безопасности: «Не подходи близко к обрыву», «Не лезь в трансформаторную будку», «Не стой под стрелой», «Не приближайся к «сильным мира сего». И если Алексей Каплер пренебрег этими правилами, то возможны две версии:
  1. Он просто не понимал, что творит.
  2. Он пошел на этот шаг сознательно
Первую версию отметаем. Понятно, если бы повинуясь воле чувств, пошел 17-летний юнец. Но к 40 годам люди обычно предпочитают спокойный расчет эмоциям. Долго вращаясь в высоких кинематографических и властных кругах, он по определению должен был усвоить правила поведения. А даже если эмоции зашкаливают, то всегда есть друзья, родственники, знакомые, способные предупредить, а то и остановить. Значит, шаг был сделан осознанно, с четким пониманием рисков и угроз. Какую и чью задачу он при этом выполнял – вопрос открытый.
 
В заключение остановимся на неодушевленном актере. Роли немецких танков в фильме исполняет легкий танк Т-70. Он относительно малоизвестен на фоне Т-34, КВ, ИС. Однако, даже несмотря на то, что выпускался всего два года, он стал вторым по числу выпущенных машин советским танком того времени. Противопульная броня делала его практически бесполезным на поле боя, но из-за своих малых размеров он неплохо показался себя городских условиях. Гораздо шире использовалась самоходка СУ-76, созданная на его базе. Компактная, вооруженная достаточно мощной пушкой ЗиС-3, она хорошо справлялась с задачей непосредственного сопровождения пехоты, способная ударить шрапнелью по пехоте, уничтожить огневую точку, подбить легкий или средний танк, а при удачном стечении обстоятельств – «Тигр» или «Пантеру». Танков Т-70 практически не сохранилось и любители истории техники в фильме имеют хорошую возможность увидеть эти машины в действии.

[1] К слову, жестокое обращение с советскими военнопленными гитлеровцы мотивировали тем, что СССР не присоединился к Гаагской конвенции. Но тогда почему присоединившаяся Германия эту конвенцию не соблюдала?

Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

У нас большие п...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция