ВОЛЯ СФИНКСА

Печать

Опубликовано 06.07.2022 13:53 , Автор: С.Н. Магнитов Категория: Институт коллекционных технологий


Ничего не попишешь – гениальность аттестуется масштабом произведения – тематическим, размерным, - и не потому что размеры «давят на мозг», а потому что освоение больших жанров – статусное испытание, на что может пойти только рука мастера. Что бы ни было, король мировой литературы Лев Толстой - по тому, что он поднял жанр-гигант роман-эпопею и мировую тему – Война и Мир. А мировая тема – она же вечная: вечны войны, требующие мира, как вечен вопрос: почему же вам, народы, не живётся без войн?  

 

И есть вечная тема – познание человека и месть ему за незнание. Человек ленив и Знание ему ни к чему, но он многого хочет. А получить это «хочу» можно двумя путями: познанием или воровством. Эту невыносимую коллизию поняли ещё древние жрецы и создали миф о Сфинксе, который карает за необоснованное желание, за желание получить что-то воровством. Сфинкс задаёт загадки, которые требуют решения, а решения – это Знания, и если человек не отвечает, Сфинкс его пожирает или убивает громадными львиными лапами. И только Знающий и стремящийся получить желаемое праведным путем им пропускается. Убитые становятся неутоленными неизвестными тенями без лиц, у которых нет даже права на память. Здесь простые люди, здесь воины, шедшие за грабежом, чиновники, сунувшие общие деньги в свой карман.  

Тема вечная. И за неё берется волевой художник. Потому что опозориться на вечном - тоже риск.

 

Первый продвинутый шаг – изобразить Сфинкса живым. Сегодня Сфинкс стоит в Египте с отколотыми кусками мертвого лица – Федосеев берется утверждать, что Сфинкс жив и его правила работают до сих пор. Это сильно. И он воцарен над тенями – его повинными жертвами, которые потеряли Имена. По некоторым вариантам мифа Сфинкс не только поедает амбициозных и жадных неучей, но и отнимает у них имена, стирает из памяти. Федосеев для этого придумывает ход – он стирает лица – а лица всегда были индивидуальными, то есть «именными». Он царит над толпой со стертыми лицами, потерявшими имена для бессмертия души – у них нет души, потому что они только безликие тени, которых покарал Сфинкс за необоснованные претензии, за жажду паразитизма, за желание обмануть всех ради своих желаний и дохода. И на его лице нет никакого сожаления и раскаяния – он воплощал истину: человек может пользоваться плодами только своего труда и рвения, а для этого он должен пройти Путь со всеми его загадками. Сфинкс, допуская человека до Пути, фактически выступает жестоким чистильщиком: паразиту делать на Пути нечего и это легко выяснить загадками – которые быстро показывают, если ли у кандидата Знания, а значит право, для Пути или он хочет Путь превратить в «большую дорогу» для грабежа.  

Надо напомнить, что Сфинкс не просто пропускает людей в путь, но и охраняет средоточие Знаний – пирамиды. Это вторая миссия Сфинкса – охранить Знания от злоупотреблений и искажений. Это крайне важно, поскольку именно от Пирамид Сфинкс получает, можно так сказать, лицензию на убийство: он прав – перед пирамидами. Отсюда и воля его и уверенность. И этот момент Федосеев отражает, повёрнут Сфинкс уверенным в себе лицом к Пирамиде. Скос пирамиды перед Сфинксом это показывает.

Мощное решение Федосеева изобразить Сфинкса в панорамном полотне. Здесь нет избытка пространства – пространство подчёркивает масштаб, всемирность процесса, а суровые, константно-синие облака – его вечность.  

 

Есть произведения, которые могут понять только продвинутые, эти произведения для очень закрытых коллекций, а есть вещи, которые должны быть в каждой школе – вместо пустых картинок – как напоминание и назидание. Именно по этим картинам нужно вести назидательные уроки для детей. Что делать, но «Тройка» Перова устарела, давно другие реалии, а вот картина Федосеева «Воля Сфинкса» устареет навряд ли. Может быть, когда дети будут рождаться наполненными знаниями, с кодексом личного достижения, с презрением к воровству и паразитизму, но что-то мне подсказывает, что Сфинкс будет жить долго, вечно. И его воля к разоблачению духовных пустот будет нужна навсегда.

Об этом картина.