СОВРЕМЕННЫЙ МИНИСТР - ЧЕЛОВЕК-«МАНАГЕР»?

Печать

Опубликовано 07.04.2022 20:01 , Автор: Евгений Елохин Категория: ИНСТИТУТ КОНСЕРВАТИВНОЙ ПОЛИТИКИ

Деградация систем управления в России достигла неимоверных размеров. Можно спросить у любого госслужащего как работают государственные структуры и получить один ответ: «Дурдом!». Что происходит в управленческом аппарате промышленных групп и компаний одному Богу известно. Сталинская система подбора кадров и Советская система были сломаны, а на смену им пришло то, что назвать системой невозможно.

 

Так или иначе, но в Советской системе приоритетом было профильное образование и опыт работы. Сегодняшние управленцы получили прозвище «менагеры» за то, что совершенно не обладают компетенциями управления в тех отраслях, в которых…не могу написать слово работают. Скорее всего, надо написать высиживаются на управленческих позициях с целью дальнейшего продвижения в карьере.

К сожалению, болезнь «строительство карьеры» приобрела массовый характер. Молодые и беспринципные кадры, желающие иметь всё и сразу, заполнили все государственные структуры. До мажоров – миллиардеров им, конечно, далеко, но они рвутся в тот круг, где как они думают, будут «большими людьми». Для них не имеет значения какую должность занять, главное, чтобы она по статусу была выше предыдущей. Есть ли необходимые знания и умения у данного кадра тоже никого не интересует, т.к. должности занимают «свои люди». Мне возразят, что мол всегда проводятся конкурсы на замещение должностей. Да, проводятся, для соблюдения формальной процедуры. Руководитель уже знает кто займет вакансию. Все это знают и поэтому специалисты не участвуют в таких «конкурсах-концертах», если нет предварительного разговора с руководителем. И вот стройными потоками вливаются в наши структуры управления некомпетентные, но близкие к «узким кругам» кадры (очень желательно - члены «ЕР»). В результате мы имеем практически полное отсутствие специалистов в профильных министерствах. Специалисты, которые чудом уцелели, как правило, не привлекают к себе внимания. Их можно понять, ведь хочется иметь стабильное существование. А «менагеры» резвятся. Выписывают себе премии за счет, ими же лишенного вознаграждения, рядового персонала. Ставят дебильные задачи, из разряда «хотите, чтобы коллектив работал в тонусе – создайте проблему». Со специалистами ведут себя как бояре с крепостными. Занимаются личным пиаром, личными делами, прямым продавливанием своей кандидатуры выше по карьерной лестнице, заискиванием и подобострастием к высшим руководителям. При этом совершенно никого не волнует реальный результат, вверенной этому кадру, структуры. Сломает эту структуру – дадут следующую. А специалисты потом разгребут как-нибудь.

Меж тем, уровень министра, это не просто высочайший уровень профильного специалиста, но и высокий уровень опыта управления большими коллективами, опыта модерации выполнения больших проектов, умение не «руководить командой», а «работать в команде», обладание личными моральными и человеческими качествами и т.д. Это все достигается индивидуумом с большим трудом к 45-50 годам. Среди «менагеров» таких нет.

Для иллюстрации приведу пример моего общения с одним из бывших (уважаемого в области) руководителем регионального Правительства. После проверки работы одного из региональных министерств он сказал, что там работает лучший министр в области. Сначала это высказывание меня улыбнуло, т.к. результаты проверки были мягко говоря «не очень», а потом я подумал – если этот лучший, то какие хуже? Это просто катастрофа.

А какие Программы принимают в правительствах (федеральном и региональных)? Индикативные показатели зачастую не отражают исполнения цели Программ, а в некоторых случаях даже противоречат Программе. Например, в одной программе увеличение смертности среди пенсионеров оценивалось как положительное значение индикативного показателя. Объяснение этим фактам только одно – развал систем государственного управления.

Конечно, среди «менагеров» нет людей без высшего образования. С точки зрения человеческих качеств такие люди самые опасные - это «умные подлецы». С точки зрения функционала структуры управления – это «функциональные идиоты», поскольку рассматривают структуру исключительно как исполнительный механизм своей карьеры и увеличение возможностей своего личного бюджета.

В своих текстах я стараюсь не только очерчивать проблему, но и предлагать пути её нивелирования. Я убежден, что в любом профильном министерстве должны работать не просто «специалисты», а специалисты по профилю министерства с опытом работы на предприятиях и в организациях данного министерства (структуры управления). Даже на рядовую должность нельзя принимать специалиста после института. Необходимо производственное сито в течение 3-5 лет. Но, это техническая сторона дела.

Есть ещё коррупционная составляющая. Ведь не секрет, дети чиновников зачастую приходят на производство и в управленческие структуры сразу на командные должности, минуя стадию «специалиста». Потом 2 года и пошли выше, а потом, уже с фразой «имеет опыт управленческой работы» переходят в любые структуры управления (как правило тоже на 2 года). Попутно при этом заканчивают какую-нибудь «Академию государственной службы» и вперед! Противопоставить такому положению дел можно только процедуру выборов среди сотрудников организации на занимаемую должность (начиная от мастера или начальника отдела). Конечно, выдвигать кандидатуры могут как сотрудники коллективов, так и профсоюзные, партийные и общественные организации. В любом случае кандидат должен обладать и профессиональными знаниями, и опытом работы, и авторитетом в коллективе. Можно провести тысячу тестов, но кандидат на управленческую должность должен пройти путь начиная не с управленческой работы, а с работы в коллективе на рядовых должностях. Иначе получаем «менагера».

Сегодняшние правила определения заработной платы управленцев являются токсичным фактором, заражающим людей «строительством карьеры». При продвижении по служебной лестнице с увеличением компетенций и ответственности, дельта увеличения заработной платы должна не увеличиваться, а снижаться. В природе не существует компетенций стоимостью в миллионы рублей в день! А есть ещё «золотые парашюты», премии ни за что, и ещё много чего. После этого мы удивляемся, что в этот круг рвутся бездарности с весьма завышенной самооценкой и хорошим административным ресурсом.

Само понятие «подбор управленческих кадров» должно быть упразднено. Допустим, всё честно и объективно: есть должность, объявляется конкурс, объявляются критерии отбора, формируется тест. Кто лучше ответил – тот занимает должность. Но тогда – КАК назначается бизнесмен на министерский пост, а потом на дипломатическую службу?! КАК журналист с диссертацией по философии становится руководителем высокотехнологичной технической отрасли?! Ведь они не компетентны в этих сферах деятельности и ответить на тесты профессиональных вопросов не в состоянии. Объяснение только одно – «из нужного круга», «из хорошей семьи».

Ситуация с кадрами управленческих структур критическая. Сами структуры, в некоторых случаях, являются совершенно бесполезными для общества и занимаются просто осваиванием бюджета. Необходимо пересмотреть работу всех структур управления на соответствие их деятельности целям и задачам, а также сами цели и задачи. И только «выбор управленческих кадров» сможет обеспечить стабильное развитие государственных, экономических и социальных институтов и структур управления.

Структуры власти должны научиться привлекать к работе в государственном устройстве не «элиту», а «авангард» общества, формирующийся из профессионалов вне зависимости от партийной принадлежности или принадлежности к клановым структурам.