ГОСУДАРСТВО КАК СИСТЕМА ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ ОБЩЕСТВА И ИНДИВИДУУМА.

Печать

Опубликовано 27.01.2023 08:08 , Автор: Евгений Елохин Категория: ИНСТИТУТ КОНСЕРВАТИВНОЙ ПОЛИТИКИ

Методологически ключевым служит определение государства. В истории российской политической мысли сложилось двоякое понимание:

  1. Государство рассматривается как необходимая политическая форма организации общества, как союз людей, объединенных единой верховной властью. В таком понимании государство отождествлялось с обществом.
  2. Государство как часть общества, институт власти, машина для угнетения одного класса другим.

Но и том, и в другом случае понятие «государство» неотделимо от понятия «право». В любом случае «государство» для исполнения своих функций будет использовать «право».

В российской истории развития правопонимания в виде отдельного направления существовала Школа возрожденного естественного права. Основными идеологами этого типа правопонимания были П.И. Новгородцев, Б.Н. Чичерин, Е.Н. Трубецкой.

П.И. Новгородцев считал, что право — совокупность нравственных требований к действующему праву, которые (в отличие от западноевропейского юснатурализма) имеют религиозное, христианское содержание.

По Б.Н. Чичерину, идея права заключается в признании человека носителем абсолюта, обладающим свободой и правом признания ее другими, а само право определяется как «взаимное ограничение свободы под общим законом». Для разграничения областей личной свободы Б.Н. Чичерин ввел понятие справедливости, которая понимается в двух смыслах — «правда уравнивающая», «правда распределяющая». Первая означает, что все равны перед законом. Вторая — что права и обязанности распределяются сообразно способностям. Двум правдам соответствуют и две области общественной жизни. Распределяющая — публичное право, уравнивающая — частное право. Б.Н. Чичерин считал право неотделимым от государства: принудительная сила государства, ограничивая личную свободу, дает критерии отличия права от морали.

Е.Н Трубецкой понимал право он как внешнюю свободу, предоставленную человеку и ограниченную нормой. Для него право не зависит от государства, напротив — предопределяет его существование.

У марксистов своей теории правопонимания не было. Право и государство в этом смысле представлялись надстройками над экономическим базисом общества, способы реализации воли господствующего класса. Так как это надстройки над экономическим базисом, то по достижении соответствующего уровня общественного развития — они неизбежно отомрут.

Итак, «государство» всегда будет использовать «право». Для чего государству необходимо право? Собственно, единственная цель существования государства, как института, это обеспечение устойчивого и безопасного общественного развития, безопасной жизнедеятельности общества в целом и индивидов общества в частности. Для выполнения этой цели государству необходимо предоставить полномочия на исполнение соответствующих функций. Функции государства обычно разделяют на внешние и внутренние, на охранительные и регулятивные и т.д. Но общий вид примерно такой:

  1. Защита границ, обеспечение государственной безопасности.
  2. Выстраивание отношений с другими государствами и международными организациями.
  3. Создание единых правил и структуры экономической среды, обеспечение её работоспособности.
  4. Осуществление социальной защиты граждан.
  5. Обеспечение работоспособности системы образования.
  6. Обеспечение работоспособности системы здравоохранения.
  7. Проведение культурно-воспитательной и идеологической работы.
  8. Обеспечение работоспособности системы правовой и антикриминальной защиты в стране.
  9. Обеспечение работоспособности системы выработки народных законодательных решений.

Можно представить себе отношения государства и индивидуума не в виде репрессивного аппарата, а в виде куба, внутрь которого помещен человек. Т.е. каждый угол этого куба – отдельная система управления, дающая возможность человеку существования в мировой социальной среде (обеспечивающая защиту от внешних угроз, уголовных угроз, обеспечивает образование, здравоохранение и т.д.). Главное, чтобы объем этого воображаемого куба был достаточен для свободной жизнедеятельности человека, и чтобы такой куб, по максимально-возможному объему, был равным для всех граждан. И, конечно, государство, исполняя свои функции, будет ограничивать человека «правом».

Другой вопрос об изменении правового каркаса государства. Он не может меняться каждые 40-50 лет. Для устойчивого существования правовой каркас государства (Конституция, система законодательства) должен иметь консервативную основу. На мой взгляд, трудно себе представить более консервативную основу, чем Мировоззренческий Кодекс. Поэтому, принимая консервативные основы и создав правовой каркас, мы сможем выстроить системы государства, позволяющие обеспечить развитие общества и индивидуумов.