ЗАЧЕМ НУЖЕН ИНСТИТУТ РОК-Н-РОЛЛА?

Печать

Опубликовано 29.04.2023 08:04 , Автор: Болдырев А.В. Категория: Институт Рок-н-Ролла. Проект

Подсказывает ретро-детектив

В последнее время достаточно популярным стал жанр ретро-детектива, когда действие происходит в прошлом. Причем очень часто обращаются к нашему советскому прошлому. В принципе, это объяснимо. В современной России очень много людей, которые застали времена СССР и у которых с тем временем связаны положительные эмоции.

Многие знают о нем по рассказам родителей. В общем, зрительский интерес гарантирован. А это повышает вероятность успеха картины. За примерами ходить не нужно. Полагаю, каждый сам легко припомнит с десяток ретро-детективов, снятых в последние годы. («Ликвидация», серия приключений майора Черкасова, и т.д.) Моё внимание привлек сериал «Вокально-криминальный ансамбль», о том, как для того, чтобы раскрыть криминальную схему вывоза художественных ценностей из СССР, работники милиции организовали вокально-инструментальный ансамбль и с его помощью разоблачили преступников.

 

Если брать сюжетную линию фильма, то на «пятерку», но не «отлично». Качественно сделанная картина, но не шедевр. Актеры в полную силу отработали в рамках своего стандартного амплуа, но не более. Сюжет закручен, но в рамках стандартных приемов. Линия вор в законе Сыч – певец Золотаревский – сильно напоминает аналогичную в  «Крестном Отце». В принципе по актерам сразу ясно кто есть кто. Дмитрий Муляр – интеллигентный мерзавец, именно он и есть главный злодей. Николай Козак – вставший на криминальный путь спецназовец. Некоторые моменты работы милиции вызывают вопросы. Думаю, профессионалы, найдут, где снисходительно улыбнуться во время просмотра. Но всё равно смотрится интересно. И, в общем, очень хорошо угадываются реалии конца 1970-х.

Однако не сюжет заинтересовал меня.

 

Сериал представляет собой буквально энциклопедию советской рок и поп-музыки второй половины 1970-х. Причем песни исполняются полностью. Не просто обозначаются одним куплетом или одной фразой, а исполняются полностью. Некоторые не один раз и в разных аранжировках. И ценитель советской и просто хорошей музыки, полагаю, посмотрит сериал не только ради детективного сюжета. Хотя, как я сказал выше, сюжет, в общем, того стоит.

Хорошо показано, что советская рок и поп-музыка не были спонтанным творчеством любителей. Процесс управлялся, контролировался. Да, накладывались определенные цензурные ограничения, но и удерживалась планка качества. Что и говорить, стандарты качества, заложенные советской эстрады перепрыгнуть трудно. Показана конкуренция с западной музыкой. Несмотря на все озвученные запреты, западная музыка в 1970-е не звучала разве что из утюгов. Советские кураторы музыки понимали возможности воздействия на слушателей и были вынуждены с ней конкурировать, ибо просто запретить было бессмысленно, а, впрочем, и невозможно. И, кстати, конкурировали успешно. Даже несмотря на то, что на стороне Запада был аргумент «запретный плод сладок».

Авторы фильма также дали понять, что руководство осуществлялось не только через худсоветы, но и рублем. Причем хитро. Популярным артистам давали возможность заработать на «левых» концертах, при этом все понимали, что «левый» концерт – это не только дополнительные деньги, но и возможность привлечь к ответственности, вплоть до уголовной. Достаточно просто в нужный момент не закрыть глаза, а поступить в соответствии с требованиями закона.

Получается, во времена СССР музыкой управляли. Управляли достаточно грамотно, квалифицированно, используя различные методы. Но отсутствовал важный момент – научное обоснование этого управления. Без научного обоснования самое правильное решение властей внешне выглядит как произвол. Особенно в такой сфере как музыка, где большинство судит по принципу нравится/не нравится.

Думается, советский опыт можно принять к сведению, но ввести научную составляющую. Видится создание Института Рок-н-Ролла, который бы занимался анализом музыкального искусства, выработкой рекомендаций, формированием стандартов, наконец. Никого не удивляет существование стандартов в пищевой промышленности. Наши граждане имеют право потреблять качественные продукты. Почему они не имеют право потреблять качественную музыку?

 

P.S. Хотел бы отметить, как точно авторы подобрали песню, которая понравилась иностранному исполнителю Сэму. Сэм – бунтарь. Вызов – это стиль его жизни. Он бросает вызов своим творчеством. Своим образом жизни. Его приезд в СССР накануне Олимпиады-80, запись сингла с советским исполнителем – это вызов всем, кто бойкотирует нашу страну из-за ввода войск в Афганистан. Понятно, что когда на прослушивании Слава Жуков запел свою песню о времени перемен, - что со своей стороны стало вызовом советским кураторам от музыки, - то Сэм отреагировал. Бунтарь нашел бунтаря. Техника исполнения, музыкальные изыски его, конечно, интересовали, но во-вторых. Он приехал бунтовать. Он приехал сделать вызов. Это было для него главным. И авторы фильма показали такой же вызов. Здесь не сфальшивили.

А вот тут возникает вопрос уже идеологического плана, касающийся Университета Коммунизма: Почему бунтарская музыка была крамольной в СССР – стране, где Великая Октябрьская Социалистическая революция была возведена в культ? Почему петь о героях революции было можно, а призывать к новой революции нельзя? Вот здесь, сдается мне, кроется противоречие, ставшее одной из причин развала СССР.