РОК-ФРОНТ-АВЕРЬЯНОВА Глава АПОФАТИКА РУСИ

Печать

Опубликовано 05.05.2023 08:23 , Автор: Магнитов С.Н. Категория: Институт Рок-н-Ролла. Проект

1. как не опопсеть на пути к Великому?

Меня волнует способность Аверьянова сделать невозможное – выдвинуть строго научное явление, причём из области богословия, в светской песне. Дело в том, что отвести подозрения в интеллектуальном вычуре здесь почти невозможно, хотя бы потому, что высокое слово требует строгой артикуляции, которая не вяжется с песенностью вообще, потому что по разным расчетам в песне «съедается» до 50% звуков, что часто делает песню непонятной. 

 

Далее, мне известно из научного опыта, что все умники рок-н-ролла – от Deep Purple Цеппелинов и «Yes» и другие умствовали по-хитрому. Они создавали тексты, полные ассоциативной неопределенности (начиная с названия группы «Глубинно/глубоко-лиловые/фиолетовые»), которые давали самый вольный разгул трактовок и смыслов, доводя тексты до полной нечитаемости, потому что они начинали, как говорят рокеры, «мистерить» на уровне знаков. И это считалось умным, продвинутыми, почти сакральным.

Достаточно попробовать трактовать «Дитя во времени», чтобы спросить – а где тут дитя ов времени? – И вообще где тут дитя и время? Способно ли дитя рассмотреть то, что прописано в песне? А может быть, дитя – это общечеловек перед временем как надвигающемся цунами?  

Child in Time (оригинал Deep Purple)

Sweet child, in time you'll see the line

The line that's drawn between the good and the bad

See the blind man shooting at the world

Bullets flying taking toll.

 

Милый мальчик, во времени ты увидишь черту,

Нанесенную между добром и злом,

Слепца, стреляющего в мир,

И летящие пули, собирающие жатву.  

Пер. Магнитов С.Н..

 

Поэтому сразу было подозрение, что Аверьянов попытается подпустить интелл-пассов в рок-попс-формат, чтобы пойти через хитрое усложнение нечитаемых смыслов. Назвать песню Апофатическая Русь – это значит вызвать в душе продвинутых просто остервенение – какого икса столь высокая тематика богословия внесена в песню? А простой слушатель воспримет только как понт. Ведь слово «апофатический» не поймут как раз миллионы, зачем искушать? Короче от названия пахло профанацией! И я съевший собаку на апофатике в богословии, жаждал растерзать текст песню «Апофатическая Русь».

Но … не получилось.

Но почему?

«Виной» тому сильный ход Аверьянова - перевести бардовскую заявку в рок-версию. Именно в рок-версии Апофатическая Русь отыграла вперёд.

 

2. ударная волна апофатики

Действительно вещь «Апофатическая Русь», явно с философической претензией - это покрасоваться или открыть глубинное нутро? Но тогда для кого эта песня? Кто поймет прием доказательства от обратного (от того, чем явление не является, к его истинной, но скрытой сути)? Сбить с толку, покрасоваться? Как Аверьянов сделает невероятное: доказать для простого слушателя, что все отрицательные определения в отношении Руси только доказывают её Величие. 

Первое, что меня начало подкупать – выношенность вещи, доведение её до зрелости в течение 20 лет с 2001 года. Это срок, который исключает установку на профанацию. Это важно. Тем более профанация столько не живет. Значит была установка на выношенный шедевр. А значит мы должны подозревать, что вещь даст динамический сюжет – появления Руси от Обратного – от ямы, грязи, искушений, личных падений героя вещи – восхождение, когда то, что кажется неприятелям русским кошмаром, оказывается русским спасением и форматом её самоутверждения. Как говорили в ироническом пустячке: «Кошмарная зима в этой ужасной России, – сказал ефрейтор Зибельман в декабре 1941 года».  

Многие не понимают формулы – зима, ужас, падение, жесть, онемение от катастроф – шаг к спасению и очищению под Именем Русь. А песня влечет к этой формуле: иди через отрицание к утверждению.  

 

За немохнатую,
За небогатую –
За блажь молитв ее,
Юродство битв ее,
За грязь снегов ее,
За газ стихов ее,
За нефть былин ее,
За яд друзей ее!

 

Особенно мощные формулы раскрывают второй план – не всегда понятный, к примеру – «юродство битв её» -  это ведь борьба против вроде бы цивильной Европы в 1941-5 годах. Как можно воевать с порядочной и стильной Европой немытому Ваньке – это же юродство! И Великая Отечественная - сплошное юродство!

Но это юродство оборачивается Величием, которое выражает Божий Дух, который всегда борется с профанацией за настоящее, за суть вещей – от которых как раз Европа стала удаляться. И юродивая битва Руси обернулась мессианской силой.

И вот это неочевидное, прямое по форме, но возвратное по истине становится точкой опоры для Автора.

Апофатическая Русь – про скрепы и опоры – сначала лично для сказителя, потом для слушателя, а потом и становится символом, мемом для масс.

Дело в том, что именно апофатическое доказательство становится самым сильным, ударным для сознания человека  – потому что положительное утверждается через обратное – через отрицательное. Это невозможно понять, если снимая отрицательные аргументы, ты вдруг видишь Истину в её ядре, в сути, в обнажении – и тогда апофатические наслоения дают мощный катафатический взрыв утверждения и озарения, показывая снятое негативное в ином ключе – когда падение становится залогом восстания, когда грязь становится живительной силой почвы, жаждущей зерна, когда некрасивое даёт недра красоты невиданной – как неожиданные прорывы подснежников на плечах ещё не ушедшего снега. И это с невероятной силой бьет по сознанию, когда в погоне за профанацией, ты открываешь истину у себя под ногами. Именно авпофатика у огромного количества умных светских людей перевернуло сознание. 

Апофатика всегда считалась магическим приёмом: то, что должно отталкивать, отвергать – становится сутью, истиной, за которую идут в бой. Когда немцы и американцы изучали мотивы, которые вели русских в бой, они не понимали этого: статистика говорила, что масса мужиков шла за тем, чтобы прикоснуться к родному забору, чтобы снова лечь на стог, чтобы покормить ребёнка с ложки, чтобы руками смастерить валенки жене, чтобы обнять родную собаку  – а где же позитив, где собственность, где прибыток, - это же все такие унылые вещи! В конец концов - зачем тебе свой забор и твоя собака,  – если в мире есть миллионы заборов, к которым ты можешь прикоснуться! Что это за мотивы, где нет бабла? Более того, откуда восторг, откуда опьянение запахом сена, если есть нафаршированный всеми запахами одеколон?   

Эта вещь о том, чтобы убрать в сторону одеколон как фальшь-контент и прорваться к стогу сена, чтобы вернуть себя к реальности мира, где царствует Русь и её неопалимое знамя.  

 

Когда кругом ты уязвлен,
В одной с чертями ступе едешь –
…..

Стоит живая между нами
Апофатическая Русь,
Как бы невидимое знамя.

 

3.

Апофатическая Русь Аверьянова может возглавить направление боевого интеллектуального рока, потому что вещь – вызов, вещь атака, вещь – подьём немилосердных, но ударных смыслов. Концовка оставляет зависшие недоумения – когда апофатика, груз отрицательности наращивается, бьёт слушателя по лицу – вызывая его к смелости преодоления по принципу: иду к сути Руси – несмотря на: 

 

Как за соломину
Держусь за Родину,
Держусь из прихоти,
Из чистой похоти –
За титьку бед ее,
Тщету побед ее,
За блажь молитв ее,
Юродство битв ее,
За скверну язв ее,
За тлен мощей ее,
Позор икон ее,
Да блеф святынь ее!

 

Вещь - вызов: я - держусь, а ты сможешь пройти через прихоть, похоть, беды, тщету, блажь, юродство, скверну язв, тлен, позор, блеф – и отвергнув, перевернуть смыслы в веру, победу, святость, исцеление? Или ты сдохнешь с профаническим штампом в своем пустом черепе, что Русь  - чёрная дыра человечества?  

Прямой, боевой  вызов.

 

4. инициатический вызов

Я вижу в Апофатической Руси вещь, претендующую на культовый материал для продвижения в светское тусовочного сознание. Причем без ограничений возраста.   

Дело в том, что апофатическая мысль – конечное утверждение через первичное отрицание, опровержение, унижение, удаление, диффамацию, стресс, падение, столкновение, бой – основа инициатической культуры. Пока человек не примет негативный путь, вызовы, труды, испытания, страдания, пока не прикоснется своими руками к преобразованию мира на уровне своих ладоней, он останется профаном, не видящим нутро жизни, а значит он и не человек. Поэтому все традиционные культуры вводили инициатическую культуру первичного унижения человека и отрицания его эмоций – для появления в нем понимания скрытой сути Истины и Мира, который её несет.

Получается, вещь с призывом к возбуждению инициатической культуры. Именно так мы будем понимать Русь как миссию истины в Мир. Иначе мы останемся с суммой пустых профанов, которые сдадут Русь как то, что они просто не понимают.