главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

ИНСТИТУТ РОК-Н-РОЛЛА

Печать

Опубликовано 23.03.2015 17:48 Категория: Институт Рок-н-Ролла. Проект

концепция
 
0. О создании Института
Необходимость института рок-н-ролла озвучили в приватных беседах значительные люди в Министерстве культуры, которые честно сказали: не знаем, что с этим делать (к примеру, насколько, что и зачем финансировать). Нет науки и научного подхода к рок-н-роллу, нет адекватной стратификации, экспертизы, оценки, есть сплошные плакатно-коммерческие книги, больше пропагандистского толка и недобросовестный лоббизм продюсеров, которые пользуются невысокой компетентностью специалистов в этом неформатном деле.
Исследовать то, что просто продается, мало кто хочет. В среде продюсеров серьезные исследователи невозможны. Среди серьёзных исследователей-эстетиков просто нет специалистов, которые в состоянии работать над зачастую какофонической стихией рока. Если «Герой автострады» «DeepPurple» уже понятен и привычен, то привыкать к «Pain» не все готовы.
Те же, кто любит Р-н-р, говорят так: «Зачем изучать – надо слушать!», заведомо отказывая в научном подходе тому, кто с наукой никогда не ассоциировался. Как сказал один из создателей первой российской энциклопедии р-н-ролла: это всё равно, что ветер линейкой измерять.  
Итак, время для углубления в Рок-н-ролл пришло и заказ фактически озвучен. Но прежде чем ставить вопрос о финансировании, надо сформировать проект и методики исследования.

Что мы и должны сделать.

Наука о Рок-н-Ролле
После гигантской волны, захлестнувшей остров, остается и пена и обломки смятённого. Но когда проходит время смятения и оторопи, возникает вопрос, а что это было и что с этим делать?
Рок-н-ролл – во многом неизвестная до сих пор величина. Неизвестность заключается не только в том, что до сих пор не разрешили, что есть феномен рок-н-ролла, его эстетической природы, социального значения и его будущего. Споры вокруг положительной или деконструктной природы рок-н-ролла, а значит вокруг прикладного применения, до сих пор не закончились. И, к сожалению, конец этих споров не виден. Одна из причин неплодотворности прежних споров в том, что подходы к этому явлению, как сторонников, так и противников рок-н-ролла, не выдерживают критики: у одних примитивно-охранительный, у других примитивно-отрицающий, которые говорят о том, что оба подхода, имеющие долю правды, в целом неверны и односторонни. Между восторженным придыханием и категорическим отвержением рок-н-ролла должна встать наука. 
А эволюция рок-н-ролла в сторону, далёкую от эстетической, деградация его в формы, далёкие от самого рок-н-ролла, к примеру, так называемый рэп, заставляет возбудить вопрос об эстетическом потенциале рок-н-ролла и его социальной судьбе и месте в социальной жизни страны. Ведь возникла уже классика рок-н-ролла, но что это и почему – пока никто внятно сказать не может. И что делать с классическим рок-н-роллом непонятно: открыть для него филармонии? Но проблема в том, что к понятной классике стремятся приклеиться очень много сомнительной псевдоклассики. Причём в рок-н-ролле многое зависит от бывшего проката, а не качества произведения. Например, немногие назовут классикой «Littleboy» «Geordie», потому что группа была мало известна. А легендой могут назвать того, кто вообще был неубедителен, но мелькал чаще на экранах и в прокатах и вообще отличился не песнями, а танцами.    
Вопрос о стандартах оценки произведений открыт и необходимо эту оценку дать не заинтересованным коммерсам от шоу-бизнеса а специалистом с научным арсеналом средств.
Уже этих моментов достаточно, чтобы вопрос о строгом научном исследовании встал на повестку дня.
 
Финансовые вопросы
Остроту исследованию придаст, безусловно, финансовый вопрос. До сих пор рок-н-ролл – это бизнес, это огромные деньги, которые вращаются в этом бизнесе, как на прежнем написанном материала, так и на новом материале. А там, где деньги вращаются вокруг неизвестного, неизбежно возникает чёрный, теневой рынок. Нейтрализация теневого рынка сегодня в тренде, поэтому решение вопроса востребовано на самом высоком уровне.
Проблема собственности
Финансовая заинтересованность заключается не в том, чтобы считать чужие деньги, а в том, чтобы вернуть свои. И дело даже не в парадоксах финансовых платежей, а например, правах собственности. Когда песни «Битлз» принадлежат сомнительным лицам, стригущим купоны от «Битлз» – это странно, даже если среди них был Майкл Джексон. Ведь собственность это ёще и формат использования. И если классические произведения принадлежат миру, то как тогда быть с собственностью на р-н-ролл?
Вопрос о праве на собственность на произведения рок-н-ролла – открыт. Это - предмет исследований Института.
Авторский вопрос 
Проблема авторского права в мире до сих пор не решен и не увязан. Предварительные конвенции, на основании которых работают творческие организации и авторы, даже на первый взгляд сомнительны, не говоря уже о взгляде втором. Бесконечные споры, начатые еще на заре рок-н-ролла, когда отсутствовали стандарты оценки авторства, до сих пор не закончены. Соотношение авторского и наиболее успешного исполнения до сих пор не оценены. Залежалая бульварная песенка о публичном доме, лежавшая в подвале и превращенная в выдающийся музыкальный гимн или роскошную психоделическую композицию– где приоритет («Дом восходящего солнца» «Animals» и «Geordie»)?
Проблема авторства не увязана до сих пор с проблемами собственности, где никак не участвуют те, кто является скрытым соавтором.
Обретение скрытых соавторов необходимо не только для того, чтобы поделиться собственностью, а чтобы разложить и ответственность. Потому что в этой части, правовой, рок-н-ролл вообще не рассматривался.
Настала пора рассмотреть.  
Жанровая система
Рок-н-ролл, заявивший на заре о своей новизне, давно лишился в этом заявлении оснований. В жанровом отношении он не создал ничего нового, взяв за основу традиционную систему жанров. Вопросы – какую, и как традиционная система жанров преломилась в рок-н-ролле? – научный вопрос, который покажет, что рок-н-ролл не уникален.   
Результаты разрешения этого научного вопроса, разумеется, будут иметь и финансовые последствия, поскольку жанровая система – тот невидимый соавтор, который ещё ничего от рок-н-ролла не получил. Торг в этом вопросе придется открыть не потому, что возникло желание уравновесить новаторство и традиции и на этом заработать (хотя эта часть станет серьезным способом Институт содержать), а потому что есть необходимость жанровую систему защитить от бледных участников рок-процесса, которые уже давно ничего не сочиняют, а только копируют жанр. На классической сцене они давно были бы изгнаны, а на рок-поп-сцене почему-то процветают.    
Правовые основы жанровой системы мы озвучим по ходу исследований, хотя понятно, что если жанр участвует в создании произведения, то часть собственности принадлежит именно создателям жанра, поскольку за создателями жанра авторство. 
 
Стилистическая система
Именно в стилистике рок-н-ролл заявляет о своих прерогативах. И это его сформированный ресурс. Стили кантри, дикси, блюз, поп, диско, «зхавязынные» на появление новых инструментов - несомненная наработка собственно рок-поп-музыки. Но проблема стилистического ранжирования от этого усугубляется, поскольку проблема заимствований обостряется. К примеру, можно ли назвать Боба Марли автором рэгги, в действующем стиле сдвинувшим полтакта и получивший не стиль, а манеру исполнения, которая была просто растиражирована до сомнительного однообразия. Может ли манера исполнения превращаться в стиль, точнее им объявляться? Или всё-таки стиль есть? Это не праздная проблема, а проблема статуса, величия автора, перспективы стиля, права утвердить стиль и в конечном итоге получить признание потомков. Потому что если все песни будут иметь одну манеру и ритм, то возникнет здравый вопрос: это песни или одна песня с разными текстами? То есть возникает вопрос, а есть ли новая музыка, если есть один стиль?   
Это касается практически 90% всего ритм-энд-блюза, когда нет песен – есть вариации одного исполнения, с разницей только в имени исполнителя. Алис Купер, который злоупотрелял названным стилем, если будет доказано, что он спел не сто песен, а пять под видом ста песен, будет иметь иную репутацию и, конечно, же финансовые последствия. То же самое касается «Роллингов», которые быстро оставят Олимп Рок-н-ролла из-за исполнения в двадцати бесконечных альбомах сотни вариаций двух-трех успешных песенных тренда.   
И дело не в том, что нам надо расчистить Олимп. Проблема в том, что жанрово-стилевое начала сейчас подавляет творческое. Не пишутся песни – и копируются стили. Рок-н-ролл под угрозой. Надо спасать.
Вопрос интерпретаций
Вопрос песенных интерпретация давний. Можно ли портить оригинал интерпретацией, который губит оригинал? Осовременивать и портить или копировать классику без порчи – проблема старая, общеэстетическая. Но находится в исследовательском формате Института. Причем налицо мера интерпретированности: одно дело О-Коннор узнаваемо перепевает ABBA, лишь замедляя темп и слегка меняя ритм и совсем другое, когда из темпового рокабильного «Help!» делается в 1968 году молодыми «DeepPurple» первого состава совершенно неузнаваемое явление (в свое время, ещё в те годы, мы проводили опрос – никто не мог узнать в исполнении «DeepPurple» знаменитую «Help!».)
Как говорится, вопрос открыт.    
Политическая роль рок-н-ролла
Рок родился именно как политизированный стиль. Во всяком случае, история ленинградского рок-н-ролла устами одного из его родителей в «Сайгоне» тех времен была озвучена примерно так: нас создали, чтобы делать политику («нас создали для политики и мы гнали сплошную политику»). Думается, анализ антисовестких песен ленинградского рок-клуба не оставит в этом сомнений. Поэтому говорить о деполитизированности р-н-ролла говорить нет смысла. Сейчас отрицать это уже несерьёзно, особенно после тиражирования и исполнения статусных песен, вроде исполнения песни Марли на концерте в Венгрии группой Манфреда Маннса «Freedom» в переломные времена.    
Вопрос о политической роли, ну и конечно, о политической ответственности авторов рок-н-ролла входит в сферу рабочих интересов Института. Речь не идёт о цензурировании, поскольку есть множественные виды компенсаций. Иногда верной оценки достаточно, чтобы всё встало на места.  
Социальная роль Рок-н-ролла.
Попытки представить рок-н-ролл как явление чисто эстетическое, клубное, не имеющее отношение к социальной жизни, не отвечающее за «дураков», которые после песен «Гребенщикова о «травке» «садятся на косяк», которое вне политики и вне мирских дрязг – не выдерживает критики. Рок-н-ролл – влиятельная сила. И она используется, пусть зачастую в темную, но используется, для рекламы, пропаганды, психоделического и идеологического воздействия. Чтобы этот процесс стал безопасным, его нужно вывести на свет и сделать прозрачным. Но высветление процесса дело тонкое и без научного подхода не обойтись. К примеру, анализ суицидальной красивой песни о смерти Ника Кейва в паре с Кайли Миноуг и классификация угроз от неё может предупредить неадекватное использование этой песни.
Лингвистическая проблема
Известно, что рок-н-ролл поставил перед лингвистами непростые проблемы. Этим гордился ещё Леннон, говоря, что всех умников он сбивает с толку своим текстами я языковыми ходами, за которыми скрывается «нечто». Часто авторы рок-текстов таким приёмом скрывали полную свою беспомощность в плане текстового сопровождения музыкального исполнения. Доказать, что многие авторы пользуются лингвистическим блефом, нужно, чтобы рок-н-ролл не выдувал из себя то, чего в нем нет – дополнительные, тайные, значительные смыслы в беспомощных или беспорядочных текстах. 
Использование произведений в смежных видах искусства
Оценка применения песен тоже имеет значение. Если замечательная песня юного Орбисона «Прелестная девушка», посвященная своей жене, являющаяся гимном чистого чувства, используется для сопровождения в фильме о девице с обочины, то есть смысл задать множественные вопросы продюсерам Голливуда и оценить адекватность использования.
Институт привлекает кадры
Кто заинтересовался озвученной проблематикой и рабочими перспективами, милости просим включиться в создание Проекта Института сначала в виде Научно-методического, экспертного Портфеля, который будет направлен в Комитет по культуре Государственной думы и затем в Министерство культуры. Мы эту квалификационную планку и потенциального заказчика озвучиваем, чтобы была понятна мера квалификации претендентов, участников и мера ответственности работы. 
Подготовительный Курс Рок-н-Ролла
Те же, кто кроме желания, не обладает квалификацией, может пройти Квалификационный, подготовительный Курс Рок-н-Ролла, чтобы выбрать направление работы. 

Теги. Институт Рок-н-Ролла.  

 
Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция