БОУИ. СМЕРТЬ СТРАННОГО РЕВОЛЮЦИОНЕРА

Печать

Опубликовано 26.04.2023 10:04 , Автор: Магнитов С. Категория: Институт Рок-н-Ролла. Проект

Ушёл Боуи (Bowie)– один из «шестидесятников» рок-н-ролла. В эпоху битничества модно было быть революционером и он тоже стал революционером, взяв имя техасского путчиста, тем самым подчеркнув политическое происхождение своего творчества. Но именно это стало странностью – уж больно странными «революциями» занимался Боуи.

 Мы не подводим итог его жизни, мы занимаемся исследованием политической составляющей рок-н-ролла, который стал выдающейся именно политической силой, особенно в шестидесятые и начало семидесятых. Сейчас это уже не отрицает никто, поэтому пришла эпоха конкретизации – как это делалось.

Тема революции в рок-н-ролле была распространена невиданным образом. Просто этого русский слушатель не всегда замечал, не переводя тексты и не вникая в смыслы. Именно поэтому мы не знаем реальной истории рок-н-ролла. А есть смысл узнать, потому что авторы умирают, а музыка остается – она никуда не девается и до сих пор завет. Поэтому есть смыл знать, куда и зачем.

Первая странность – само имя Боуи. Англичанин берет имя американца (фактически), одного из героев … мексиканского сепаратизма. Техас – был мексиканским штатом и в 1835 году начал так называемую техасскую революцию за независимость. Техас обрел независимость, но ненадолго – был моментально присоединён к США. В этом отношении прецедент – техническая копия донбасского с тою разницей, что Штатам эта земля никогда ранее не принадлежала и корней в ней не было. То есть гольный отъём.    

Но пока ясно, что Боуи берёт имя с прицелом на американский рынок. Расчётливо. Уже тогда было ясно, что Штаты  - Мекка рок-н-ролла. Это потом Британия не оставит США шансов конкурировать, но в 1966, когда Боуи брал имя проамериканского путчиста с явным умыслом попасть на американский рынок и войти в битническую моду. Это важно: в США создавали идеологию битничества (Керуак, Гинсберг), а в Британии она реализовывалась. Поэтому Боуи, явно не обладая серьёзными музыкальными талантами и понимая это, взялся за дело технически грамотно.  

После серии малоприметных, беспомощных песенок он стал революционером. А значит скандалистом. Он пошел по пути шокирования и скандалов. Он один из первых сделал то, что многие рокеры скрывали: например, на радио спел песенку «Кокаин» («kooks», «Кокс»). Наёмный имидж разбитного «революционера» позволял это сделать. Если даже намёк на это у «Битлз» - «Лиззи в облаках с бриллиантами» вызвал неприятие, то Боуи всё изначально сходило с рук.  

Потом пошли песни вроде «All the madman» – все уроды (=идиоты, маньяки, психопаты). Штатные «революционные», где революционность равнялась мятежности – «Rebel, rebel».  

После единственного внятного прорыва – песен вроде Space Oddity в записи с Риком Вейкманом и альбома о Зигги Стардасте 1971 года (с несомненно классной вещью «Человек-звезда», в которой даже его фальцет не отвращал), когда стало понятно, что в музыкальном отношении Боуи исчерпал себя в 1973 году пятью-семью неплохими песнями и когда стало понятно, что мятежностью никого не удивишь (даже одни из лидеров глэм-рока с однозначным названием Sweet («Сладости») начали петь «Rebel Rouser» пришла эпоха другой «революции», ещё более странной, но от этого не менее расчётливой – он пошел бунтовать … в многоцветный гламур.

Кто-то пытался сосчитать количество его одеяний и костюмов. Но больше вопросов вызывало количество слишком женственных одеяний и раздеваний до ажурных трусиков. Перепробовав все цветовые гаммы в самых экзотических одеяниях, он принялся за свое лицо, изрисовывая его самым экзотическим образом. Самая безобидная часть его проб – прически, действительно масса интересных проектов.  

Говорят, что он создал много сценических мод. После него «Кисс» разрисовали свои лица – это стало сценическим образом. Вообще хороша революция – из музыки делать шоу, где музыка отходит на задний план и перестает играть доминирующую роль. До сих пор. Если это была революция, то антимузыкальная. Боуи выходил уже безголосым, но раскрашенным и разодетым, что снимало вопросы к качеству музыки, которой после середины 70-х просто не стало, перепевы одного и того ритмы стали напоминать шарманку. Рокер закончился, появился шоумен.

Все революции начинаются как мятежи и путчи, а заканчиваются разложением и крахом, несмотря на то, что дело Боуи живёт.  

Чем дальше мы уходим от первичных эмоций от музыки, тем больше всплывают те вещи, которые не замечались ранее, а сейчас играют решающую роль. Революционер Боуи показателен тем, что современные революции настораживают своими странными формами. Так может это уже не революции, а что-то другое? Похуже.  

"Литературная Россия" №1, 15 января 2015