главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ПЕРВЫЕ ГОРЧАКОВ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

ИГРАЛ ЛИ «YES» ПРОГРЕССИВ-РОК?

Печать

Опубликовано 09.03.2016 12:59 , Автор: Костов П. Категория: Институт Рок-н-Ролла. Проект

Когда нужно было отличить небольшой музыкальный нюанс одной рок-группы от другой, использовались первые попавшиеся под руку слова. Да и сами группу стремились для места на музыкальной арене как-то себя отличить, чтобы заметили.
Но те времена прошли. Сегодня уже небезразлично, как музыкальные явления называются, потому что многое уже прочно стало классическим. А это значит случайные, проходные, рекламные названия сегодня выглядят странно, потому что входят в противоречие с сутью явления.
Назрела новая стилистическая классификация рока.
Мы хотим отметить странность, замеченную еще в момент зарождения – явления, названного «прогрессивным роком».  
К 1967-68 годам стало понятно, что ритмическая, кантри и блюзовая основы рока себя начинают исчерпывать. Многие группы пришли к необходимости подачи более сложных форм.
Второй причиной обращения к более сложным формам стала претензия со стороны английских и американских консервативных арткритиков к рок-н-роллу как явлению примитивному, разрушительному и малохудожественному, оставшемуся на уровне трёх аккордов и «подворотни». Действительно даже Битлз не скрывали, что не знают нотной грамоты и не являются мастерами инструментов.  
Этот вызов восприняла продюсерская среда, начав усложнять рок. Первыми, разумеется, были Битлз. Для этого Эпштейн из заперт с 1965 года в студию и пять альбомов с новыми элементами они записали.
Но они не стаи музыкантами как таковыми. Они были и остались гениальными песенниками, где гитары играли вторичную роль. Строго говоря, музыкантами, то есть делающими именно музыку, их назвать нельзя.  
И продюсеры начали новые проекты.
Новые возможности им помогли дать новые инструменты. Таким инструментом стал приход в рок-группу мощнейший трёхярусный орган. Как электрогитара перевернула кантри, так орган перевернул «гитарный» рок-н-ролл.   
В рок пришли классические музыканты с консерваторским образованием. И Лорд, и Вейкман, и Эмерсон были «классиками».  
Вейкман за органами
Пришла группа «YES», которая ввела мощные инструментальные обороты, симфонические периоды и удивительные по красоте органные вставки. Группа Эмерсона вообще пошла дальше всех – она воспроизвела рок-версию знаменитой фортепианной вещи Мусоргского «Картинки с выставки». Если сравнить с оригинальным исполнением, к примеру, Святослава Рихтера и Эмерсона, то в лучших частях не отличить по мастерству, особенно с учетом, что у Эмерсона был орган.  
Так вот обращение рок-н-ролла к классическим техникам, симфоническим элементам, сложным и удлиненным музыкальным партиям назвали «прогрессивным роком», «прогрессив-рок».
Мы уже не будем иронизировать на тему прямого парадокса – то, что воплощало консервативное, классическое начало рока назвали … прогрессивным.
Конечно, можно понять продюсеров и менеджеров тех времён – им нужно было подчеркнуть качественный рост музыки. Но на сегодня этот термин стал абсурдным. И с ним надо расстаться. Тем более уже к середине 70-х уже стало понятно, что термин вызывает споры. Тогда глэм-рок и диско становились … ретроградными. Оценочность, позиционность и политизированность термина была слишком неудобная и спорная: почему, например, «YES» - прогрессивный, а «Deep Purple» - тяжелый? А тяжёлый уже не прогрессивный? Мы же забрали бы термин с тем, чтобы освободить его от рок-накипи как политизированный.  
Но тогда как назвать стиль «YES»? Что они начали играть? 
Вообще есть вполне приемлемые термины, которые появились уже тогда. Я бы выбрал или взаимодополнил два термина: арт-рок и симфорок. 
Арт – подчеркивало начало классического искусства. Не надо забывать, что в те времена рок-н-ролл как искусство не воспринималось. А воспринималось как молодежное, такео уличное увлечение, а музыканты как переодетые ковбои, пришедшие на вечеринку повеселить друзей – таких же ковбоев – как говорится, от сохи. 
Усложнение стало официальным переходом рок-н-ролла в разряд музыки. Симфоническое начало стало только формой детального уточнения и перехода рока в жанр симфонии, что закрепили в классических «больших» жанрах - в своей симфонии «Tabular Bells» Майк Олфилд и в рок-опере «Иисус Христос – суперзвезда» Ллойд Уэббер. 
 
Поэтому понятие прогрессивного рок-исследователям надо оставить в покое. Прогрессивный рок «YES» не играл. Он просто начал вменять рок-н-роллу классические черты инструментального начала и симфонизма. 
Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

У нас большие п...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


ТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛ