МАРЛИ БЕЗ МАРЛИ

Печать

Опубликовано 07.05.2023 11:52 , Автор: Магнитов С.Н. Категория: Институт Рок-н-Ролла. Проект

Рок-н-ролл всегда был прикрыт флером аполитичности, а протестные песни, выступления трактовались как локальные выражение личной совести музыканта, когда «вывели из себя добрую душу артиста». Но был автор, который был политически заточен сразу и не скрывал и не стеснялся выражать эту позицию. Без флёра, без стильной марли и скрывающего дизайна. Это прозвучит парадоксально, тем не менее, это ямайский создатель довольно унылого направления, которое назвали рэгги – Боб Марли. 
Первое моё впечатление о рэгги, когда в 1981 году мои кубинские друзья по комнате в общежитии, Луис Мануэль и Хорхе Планче начали гонять его бесконечно и я сделал заявление, что если ещё раз услышу у нас «вашего Марли», «пластину сделаю о колено». Я человек терпимый, но терпеть сутками ежечасное рэгги – без передыха и остановки – тогда стало невыносимо. Планче – а это был здоровенный детина под два метра - мне сказал: «Серёша, ты не понимаешь. Марли для нас - это всё». Потом я сходил по приглашению Планче на их вечеринку «под Марли» и вообще озадачился – унылое явление, но – массовое: они стояли друг против дуга, медленно вращали тазами и судачились по-своему. Скукота, но яблоку негде было упасть. Я тогда очень удивился, потому что вторичность рэгги была очевидной, музыки не было, все держалось на простеньком ритме и сиплом голосе, который после прорыва английских и американских голосов рока казался подзаборным. Это было похоже на помутнении рассудка всех черных, метисов нашего общежития. И только потом многое объяснилось: Марли был для них политической фигурой. В 90-е я вслушался и вчитался, поняв, что это был, да и есть, очень непростой политический проект.  
Хендрикс был представителем, как бы так сказать, белого блюза, рок-н-рола, несмотря на «черное» происхождение электронного блюза (белый акустический блюз вышел из кантри), много взял от интеллектуальной психоделики белых, виртуоз, стремившийся к вершинам. А вот создать стопроцентно «чёрное» направление в музыке удалось только Марли. И дело даже не в том, что он озвучил «Африка, объединяйся!», а унылый однообразный ритм стал интимным, чвокающая сольная гитара стала зазывной, сиплый голос Марли – размышлением – сугубо для своих. Это важно, потому что однообразие инструментала подчеркивало первичность слов. А его дредды, стилистика ношения одежды очень сильно выделяло его поклонников, что создавало эффект социального движения. То есть Марли в конечном итоге, оказался хорошо «сделан».  
Сама биография Марли тоже была вполне политична и намекала на многое: отец – белый моряк, который попользовался черной и бросил. Они жили в одной из клоак Кингстоуна и там Боб впервые познакомился с таким явлением, как растамантво. 
Вообще, сегодня уже трудно сказать, кто двигал Марли – политики или мафиозные кланы, торгующие наркотиками, но факт есть факт: растаманство стало не только идеологией, которая после Маркуса Гарви утверждала, что родина человечества, а значит и Адам и Ева, и сам Бог, были черные и произошли из Африки, а еще и стилем жизни, необходимой составляющей которой стали наркотики. При этом интересно то, что сам Гарви был ямайцем. Но вслед за ним Боб Марли на альбоме «Survival» написал: «Народ без знания своей истории, происхождения и культуры — как дерево без корней. Маркус Гарви».
Уже позже я, узнав это, расшифровав песню о растаманах Гребенщикова, почему они «забивать косяки», понял, что наши «советские» кубинцы, благодаря Марли, давно уже стали чёрными расистами и поклонниками «Чёрной Библии» взамен «лживой» «Белой Библии». 
Это отдельный вопрос, но Боб Марли стал знаменосцем целой международной политической секты, её несомненным вдохновителем. Мы не изучали глубоко, но то, что Гарви был не только идеологом для Марли, но и «Чёрных пантер», несомненно.
Так что же вдохновило вдохновителей Марли? Ответ сложный и стратегический – мы его озвучили, а есть и простой: борьба с советским, и, кстати, православным, влиянием в Эфиопии. На тот момент – после 74-ого года, когда коронованный Хайле Селассие (это тот самый Раса Тафари, который дал имя религии растафари, - в честь того, что Эфиопия – единственная неколонизированная страна в Африке, где, кстати, по новой Библии от Савской родился пророк), который был свергнут полковником Менгисту Хайле Мариамом, после чего Эфиопия держалась, скажем так, советского курса, но у Марли песнях моментально стала символом Вавилона и весь Марли зазвучал вполне антисоветски. Так что моё незнание в тот момент Марли, растафарианства, означало политическую безграмотность: я не понял вполне антисоветских процессов у себя же в общежитии: ведь присутствовал на тусовке в память Марли, который умер в 1981 году в мае.   
В Эфиопии была одна из мощных православных церквей. Марли, вслед за Гарви, противопоставил ей культ Джа (сокращенное Jehova – Иегова), что, несомненно, привело если не к оттоку людей от православия, то непритоку в него новых прозелитов точно. Так что помимо политической, Марли сыграл и играет ещё и религиозную роль.   
Вот таким небезобидным оказалось политическое рэгги. Если посмотреть без марли.