СЕКТАНТСКИЙ РОК-Н-РОЛЛ

Печать

Опубликовано 08.05.2023 07:40 , Автор: Магнитов С.Н. Категория: Институт Рок-н-Ролла. Проект

1.
Сектантский рок-н-ролл – это второй проект после политического рок-н-ролла в рамках Института рок-н-ролла и касаться будет использования рок-н-ролла в культивировании сектантства.
Как ни странно, именно эта тематика со временем выходит на первый план, поскольку «долгосрочнее» по отношению к политической теме. «Параноид» «Чёрной субботы» сегодня, как ни странно, влиятельнее, чем «Фридом» Манфреда Маннса, а сопутствующая психоделическая стилистика арт-рока – несомненно, в большем обороте, чем простенький скиффл. 
 
2.
И в этом вопросе мы можем начать как раз с происхождения рок-н-ролла. Когда его приписывают «черной Америке», у нас есть существенные возражения на фоне явных приоритетов кантри. А вот в тематике эти приоритеты несомненны – «черная Америка» впервые запела сектантские песни в ритме, близком сначала к джазу, а потом и року. Белая Америка просто не могла этого делать в силу церковных ограничений: о боге можно было петь только в церкви или в молитвенном процессе. А вот черные начали петь песни по формуле «Бог в помощь» в поле. И вот взялся первый сектантский эффект: песни спиричуэлс, дословно «духовные песни», несли явный сектантский эффект поскольку были от слова «спирит», несущей тогда сектантский оттенок. Парадокс в том, что белые попустительствовали этому процессу, поскольку в свои церкви не допускали чёрных и те создавали свои. Разумеется, контроль был минимальный, а значит свобода сектантство творчества полная, включая свободу монтировать культ по-своему. Не секрет, что христианство было замешено прочно на ведьмаческих практиках вуду. Что и проявлялось в песнях: лучшая вещь о вуду Джимми Хендрикса. Что и появилось в ритуале. Это в черных церквях стали приплясывать на алтаре. Это сегодня вроде занятно, а в те времена – лет сто назад - полная дикость.  
Если спиричуэлс были изначально для коллективного исполнения, то для индивидуального чёрная Америка сформировала свой жанр соул. Заметим, что тоже с сектантским оттенком – от слова «душа». Это мало имело отношения к композиционным вещам в силу размазанности звуков и игре только на голосе. Тем не менее проявление звуко-голосовой «души» (музыкой я это назвать не могу) легло на сектантский контекст. И пошло дальше. И вот уже Армстронг делает вопиющую вещь: он гимн Моисею исполняет эстрады. Был скандал, об этом мало кто знает: и для иудеев, которые не принимают никаких изображений, в том числе музыкальных, на тему Торы, и для христиан, для которых неканоническое пение было пощёчиной. Так вот несмотря на скандал, Армстрог пел с успехом дальше. Странная история.   
Почему дело пошло дальше и рок-н-ролл стал формой проповедования всех в мире сект и сатанизма в том числе, вопрос значительный, поскольку непонятно, почему церкви – все – не смоги загнать в сектантское подполье рок-н-рольное сектантство. И сегодня музыкальные проповеди в стиле рок стали основой все сектантства в мире. И стало понятно, что прикрыться искусством – просто песенка – самое милое дело.
Весной 2017 года я проходил в Челябинске по парку и смотрю новенькое: большая группа кришнаитов танцует и поет. Весело и забавно. Я остановился и прислушался. Меня остановили явные стилистические изменения у кришнаитов по сравнению с 90-ми годами. Перовое, что стало понятно – ритмизация «Харе»: ритм подладили под более разнообразные па танцев. И заметно, что танцы стали разнообразнее, фигуристее, веселее, этак с огоньком, с неизвестными ранее приплясываниями, где явно угадывались русские народные танцевальные мотивы, но под более внятный ритм. И все зазвучало, как бы сказали, «современнее». То есть секты не забывают законы воздействия рон-н-ролла. И использование форм искусства для прикрытия. Не будем забывать, что кришнаиты давно попали в немилость и их не жалуют на площадях, как было раньше – они не вылезали с московской Тверской и питерского Невского.  
Разумеется, сектантство часто было примесью (или наоборот) политического рока, но тем не менее, их следует разделять – и по стилистике и по тематике. Нет сомнения, что песня «Аве Мария» Робертино Лоретти, по которому сходил с ума СССР шел, имело политико-диверсионное значение, но тем не менее политический эффект был ситуативым, а песня осталась как чисто религиозным католическим гимном. Это сегодня вообще никто не поёмет скадала, связанного в СССР с Лоретти, а тогда это был тихий скандал – если песня «Солнце моё» («Солее мио») несло нейтральный оттенок, то «Аве Мария» – явная религиозная пропаганда. Но все это шло как «просто песня милого мальчика». Когда спохватились, было поздно – Лоретти в СССР стал кумиром и «Аве Мария» в его исполни культовой. Со всеми вытекающими. Гениальная была операция.   
 
Сектантство было и остаётся проблемой для страны. И не потому что размножаются и, присланные из-за рубежа, шпионят, а потому что противоядия нет и не видно, кто его предложит. 
Эта книга - первое предложение по работе с сектами: поставить на место сектантский рок-н-ролл.