О ЧЕМ ПОЮТ КАЗАХСТАНСКИЕ РОКЕРШИ?!

Печать

Опубликовано 06.05.2023 02:24 , Автор: Болдырев А.В. Категория: Институт Рок-н-Ролла. Проект

Казахстан для нас южноуральцев – не просто бывшая советская республика, ставшая независимым государством. Для нас это ближайший сосед, с которым связывают самые разнообразные отношения. У многих из нас по ту сторону границы живут друзья и родственники. По крайней мере – друзья и родственники знакомых. И поэтому нам интересно, что происходит в Казахстане, в том числе, в контексте не самых приятных для России и русскоязычных граждан Казахстана событий, таких как латинизация письменности или удаление русского языка и денежных знаков. Как человек, неравнодушный к року, я как-то заинтересовался, а что слушают в Казахстане. Из общения с друзьями и знакомыми, проживающими в Казахстане. Из сайтов, посвященных рок-музыке я узнал, что эта область музыкального искусства представлена преимущественно русскоязычными группами. На казахском языке поют, но мало.
 
Однако, покопавшись в Сети, я нашел рок-группы поющие в стиле этно-рок на казахском, например «TIGRAHAUD». И был впечатлен. Действительно серьезная музыка, на хорошем техническом уровне, в хорошем исполнении в соответствии с рок-традициями, но с конкретной национальной привязкой на уровне национальных инструментов и национальных костюмов[1]. Однако еще больше впечатлил и заставил задуматься текст песни «Казак Ели», которую они исполняли. В общем, «Хорошо у нас в Казахстане», ничего особенного. Но география Казахстана прозвучала во втором куплете интересно:
 

Алатау, Алтай арасы

Еділ мен Ертіс жағасы

Алатау, Алтайский край

Волга и Иртышское побережье

 
Во всей песне не упоминаются традиционные казахстанские географические символы, вроде урочища Медео со знаменитым катком, озер Иссык и Балхаш, горы Хан-Тенгри. Зато есть Алатау, Алтайский край, Волга, Иртыш. Это крайние запад, север и восток республики, там, где она граничит в Россией. И если Алатау, Алтай как горная система, но не как административное образование в некоторой части находятся на территории Казахстана, Иртыш в верхнем течении также протекает по их территории. Но Волга к Казахстану отношения не имела никогда.
 
В десятку популярных входит группа «Ulytau», которая исполняет инструментальный рок. Однако, если посмотреть клипы на их музыку, также начинаешь задумываться над жесткой привязкой к охоте, боевым действиям. И музыка очень четко ложится на кадры, создает боевой настрой. Куда будет направлен этой боевой порыв? Не в сторону ли берегов Волги?
 
Еще больше меня «напряг» клип Казагым-ай группы Гаухартас тобы[2]. Набравший, кстати, в Youtube более 2,5 млн. просмотров.
Начнем с того, что клип красивый. Красивые стройные девушки с однозначно восточным типом лица танцуют и поют в доспехах и с оружием под хорошую музыку, в которой четко прослушиваются национальные мотивы. А фоном идут анимационные сюжеты, где казахские батыры побеждают врагов, где мчатся кони, летят орлы. А потом ставятся юрты, довольные казахи празднуют, едят, пьют, воспитывают детей. Перевода на русский язык найти не удалось, только на английский (?), но при помощи механического перевода удалось понять смысл текста. Речь идет о 550-летии казахского ханства, перечисляются известные ханы: Жанибек, Аблай. Да, в тексте упоминаются поэты, писатели, однако упор идет на оружие, на кинжал. И всё осеняется «божественными заповедями».
Не понятно, почему фоном, на котором танцуют девушки, идут руны? Да, руны – прародитель письменности? Зачем притягивать то, чего в Казахстане не было? Не с целью ли создать ощущение древности Казахстана? Но самый большой вопрос у меня вызвала карта, которая дважды мелькнула в начале фильма:
 
 
 
Зачем пунктиром показаны Сибирское ханство и Ногайская орда – государства, которых давно нет на карте? Но территория которых захватывает наши Урал, включая Челябинскую область; Нижнее Поволжье и осеняется светом, исходящим из Казахстана?
 
Вообще сам уровень разработки клипов казахского этно-рока, аранжировка, техническое оснащение, уровень видео и анимации говорят, что в проект вкладываются серьезные деньги, есть серьезный заказ.
 
Попробуем подвести некоторый итог. В казахстанском роке проявляется ряд симптомов, которые заставляют задумываться и внимательнее приглядываться к музыке, текстам песен и оформлению клипов. Общеизвестно, что рок уже давно не просто музыкальное направление, но мощнейший инструмент политики и управления массами людей.

[1] https://www.youtube.com/watch?v=O1QV40jwN-0

[2] https://www.youtube.com/watch?v=_FlBCJbb2oo