главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

ЗАЧЕМ ДУГИНУ НИЦШЕАНСТВО?

Печать

Опубликовано 10.08.2019 08:00 , Автор: Магнитов С.Н. Категория: Изборский клуб

1.

Угрозой лишиться одного из интеллектуальных лидеров страны я расцениваю увлечение Дугиным ницшеанскими штудиями. Причём смущает даже не вторичное обращение к Ницше оригинального мыслителя, а мелкость этого обращения.  

Если бы то, что сейчас озвучивает Дугин, представил мелкий автор эстетического разлива, было бы не страшно, но когда крупный автор начинает ковыряться в аутсайдерских мелочах становится «не очень».  

Первое, что бросается в глаза полное несоответствие материал претенциозному названию «Ноомахия», «Битва умов». В тексте нет никакой битвы умов, а есть исследование культурных логосов, которые как раз нужно совместить, исходя из тренда – доказать многокультурность, из которой вытекает многополярность. Никакой ноомахией на пахнет.

Второе, что беспокоит – количество. Несколько томов. Эту уже некая графоманская болезнь – пробу темы превращать в масштабный разворот. Разочаровывает.  

Третье, что неприятно, Дугин почти не упоминает Ницше как автора парадигмы. Нехорошо.

 

2. 

Но более всего беспокоит обращение Дугина к такому интеллектуальному ширпотребу, как ницшеанская чисто поэтическая проба «Рождение трагедии из духа музыки», которую можно читать только в юности, поскольку она в юности была написана. Но есть более серьёзные вопросы.   

Во-первых, Рассуждать всерьёз сегодня о дионисийском и аполлиническом началах культур после ста пятидесяти лет (!) забвения и отсутствия интереса к этой классификации, странно. Это была первая книга, которую я еще студентом прочитал у ещё запретного тогда Ницше (1982 году), и долго недоумевал, как можно к этому всерьёз относиться? Уже Андрей Белый, ещё во времена «Арабесок» переболев Ницще и дионисийством, отказался от ницшеанской классификации.  

Во-вторых, для православного автора, еще и старообрядческого извода, обращаться к чисто языческой классификации культур, вдвойне странно. И даже не потому что таким образом язычество начинает доминировать как классификационная парадигма, а потому что она вызывает вопросы именно как классификационная парадигма. Ведь очевидно, что этой классификации само язычество не выдвинуло. Так почему же это позволено в 19 веке? Если это сделал Ницше, это не значит, что это было у язычества. 

В-третьих, дионисийства и аполлинизма как основание культур - упрощение самого язычества. Позволительно ли это? Особенно с приписыванием к этому Аристокла и Аристотеля.  

В-четвертых, приписывание «логосам» того, что изначально не было, например, дионисизм никогда не трактовался как Логос Вертикального восхождения (снизу вверх). Он всегда был культовым управляемым падением. 

В-пятых, когда консервативный идеолог начинает эксперименты, когда нужно окормлять умы своим потенциалом, возникает вопрос, а так ли он предан концепту? Или считается, что с консервативной доктриной всё уже в порядке, она приняла законченный вид?  

Что подсказывает, что это не так. Значит и отправлять творческие силы на издержки не особенно позволительно. Если идёт борьба, знамя не имеет права пылиться в подвале.

 

3.

Оригинальная, отличительная часть Дугина, в озвучивании некоего Логоса Кибелы, по имени хтонического материнского начала. Якобы третья составляющая дуальной схемы Диониса и Аполлона. Это совсем неинтересно, поскольку Дугин просто запутался в совмещениях.

Нам хотелось бы высказать сомнение в применении категории Логоса – сложнейшего и замечательного достижения античной мысли - к тому, к чему сами авторы этого не применяли – ни к Дионису, ни Аполлону, ни к Кибеле.   

И вообще разделить то, что было соединено, и представить как Логосы разных культур – это слишком. 

Непонятно одно – зачем терять авторитет и престиж столь уязвимой продукцией?
Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция