ЖЕНЫ И СТРАННАЯ СВАДЬБА ПУГАЧЕВА.

Печать

Опубликовано 12.10.2023 11:20 , Автор: Олег Матвейчев, Андрей Болдырев Категория: Кафедра делегитимации революционизма

Ранее мы поднимали вопрос женитьбы Пугачева в том контексте, что зимой 1773-74-го годов ему, кроме как решением матримониального вопроса, ему нечем было заняться? Однако при внимательном рассмотрении, помимо характера военных и не только действий Пугачева зимой 1773-74 годов, возникает целый ряд вопросов, которые выводят на очень серьезные размышления. Например, ставят под вопрос личность самого Пугачева.

 

 

Факт, что зимой 1773-74 у Пугачева нашлось время жениться говорит о том, что активность в то время носила скорее характер демонстрации, а не действительно боевых действий и похода за утраченным троном. Но это тема другого разговора.

Физиологический мотив отметаем сразу. Практически все источники, включая А.С. Пушкина говорят о некоем количестве наложниц Пугачева. Значит дело не в физиологии. Мотив внезапно вспыхнувшей любви между разменявшим четвертый десяток «амператором» и семнадцатилетней девицей из казаков, где семейные нравы не отличаются либерализмом, отметем как несерьезный. Богатство жениха или невесты? – Несерьезно. Не та ситуация. Значит мотивы политические. Возможные мотивы казачьей старшины, из которой вышла «яицкая императрица» понятны – привязать к себе «амператора». Возможные мотивы «амператора» тоже понятны – заручиться поддержкой этой самой старшины. Вроде всё сходится. Но не сходится сама возможность брака.

 

Здесь нужно сделать отступление и напомнить, что Православие исключает многоженство. Не то, чтобы попустительствует, но и жестко не преследует внебрачные связи, хотя и порицает. Но венчание по обряду свято. Повторное венчание разрешено только вдовам и вдовцам. При живой жене церковное венчание исключено.

Наша история знает прецедент Петра I, который венчался при живой Евдокии Лопухиной. Однако она в 1698-м году была пострижена в монахини и по православным канонам была всё равно, что мертвой. Так что Петр I, когда в 1712-м году венчался с Екатериной Алексеевной, ничего не нарушал.

Тем не менее, факт: 1 февраля 1774-го Пугачев женился. Венчался по православному обряду.

 

И вот здесь напомним, что Пугачев был женат. Хоть в версии казака Емельяна, хоть в версии царя Петра III. У первого имелась жена Софья Недюжева (1742 – не ранее 1804) и трое детей (Трофим, Аграфена, Кристина). У второго – жена Софья Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, в Православии Екатерина Алексеевна и сын Павел. И в том и в другом случае – венчаные по православному обряду жены. Повторимся: В Православии брак не расторжим. Многоженство исключено. Отсюда возникают вопросы:

Почему Пугачев, декларируя себя Петром III, заявляя, что идет наказывать жену, решился на брак вопреки церковным канонам? Почему пошел против собственной Веры? Почему не испугался, что от него отшатнется народ, значительная масса которого исповедовала Православие? Старого или Нового обряда, но Православие? Аргумент «Екатерина-де покушалась на его жизнь» с точки зрения канонического права ничтожен.

Почему на брак решилась казацкая старшина? Допустим, они знали или догадывались о самозванстве и понимали, что Екатерина II никакая не жена казаку Емельяну Пугачеву. Но тогда они обязаны были знать и о Софье Недюжевой. Выяснить это по казачьим и старообрядческим каналам было нетрудно. Возможностей и времени было предостаточно. И, тем не менее, пошли против собственной Веры. Не побоялись, что народ отшатнётся, увидев такое святотатство хоть с точки зрения Петра III, хоть с точи зрения Емельяна Пугачева.

Наконец позиция местного духовенства, осуществившего брак. Оно благословило брак и исполнило все положенные обряды. Многие возразят: «За деньги или под угрозой и не такое возможно. Вон, в Нижнем Новогороде геев обвенчали[1].» Согласен. Сейчас в РПЦ греха хватает. Но здесь нужно понимать ситуацию. Век XXI и век XVIII принципиально отличаются по своему отношению к религии. Религия определяла жизнь людей. Анафема, отлучение от Церкви фактически исключали человека из мира живых, фактически разрешая его убийство и создавали реальный страх, который очень и очень не многие решались преступить. Говорить о своевольстве местного духовенства едва ли приходится. Факты говорят о том, что Пугачёв изначально курировался иерархами старообрядчества. А значит на такое грубое нарушение канонов, как венчание при живой жене, местные попы пойти не могли.

 

Тем не менее, венчание состоялось.

Возникают три версии:

1. Пугачев плюнул на каноны.

2. Казаки плюнули на каноны

Эти версии выглядят сомнительными как с точки зрения роли и влияния Церкви в обществе, так и с точки зрения подержания мифа о «счастливо спасшемся «Петре Фёдоровиче» в православных массах.

 

И тогда возникает третья, невероятная с точки зрения официальной историографии версия-гипотеза: Тот, кого в Яицком городке 1 февраля 1774-го обвенчали с Устиньей Кузнецовой не был ни женатым на Софье Недюжевой Емельяном Пугачевым, ни женатым на Екатерине Алексеевне Петром III. Это был какой-то другой человек, ни с кем не связанный узами церковного брака. Который по церковным понятиям преступления не совершал. Дважды самозванец. Для штатных историков это звучит невероятным. Но только таким образом объясняется феномен женитьбы Пугачева 1 февраля 1774-го года.

В пользу этой гипотезы говорит и жесточайший режим секретности, которым окружили пугачевское дело и личность Пугачева российские монархи, начиная с Екатерины II. Что-то там скрывалось такое, что они побоялись раскрыть. Не исключено, что этим «чем-то» могла быть и личность дважды самозванца, выдававшего себя за Пугачева и Петра III.



[1] https://www.kp.ru/daily/23106/23033/