ЗАГАДОЧНЫЕ СТАРЕЦ ВАСИЛИЙ И ИГУМЕН ФИЛАРЕТ

Печать

Опубликовано 15.10.2023 14:17 , Автор: Олег Матвейчев, Андрей Болдырев Категория: Кафедра делегитимации революционизма

Чем больше мы погружаемся в тему Пугачева, тем больше появляется ответов, и тем больше появляется новых вопросов. Например, с чего бы это простому казаку, пусть даже хорунжему вдруг пришло в голову назваться царем?

 

Попробуем провести параллель. Выслужившийся из рядовых хорунжий – это по нынешним понятиям – что-то вроде прапорщика[1] на офицерской должности командира взвода или аналогичной. Вспомните своих знакомых прапорщиков. Можете представить, что кто-то из них способен вот так взять и «податься в президенты»? Мы не говорим о реализуемости этого пути. Говорим о том, допускаете ли вы возникновение в сознании прапорщика такой мысли? При всём уважении к этой категории людей, подавляющее большинство из которых являются мастерами своего дела и прекрасно справляются со своими должностными обязанностями. Но где по сознанию и.о. командира взвода или начальник продсклада и Президент Страны? Где выслужившийся из рядовых хорунжий и где его императорское величество Петр III? Давайте не будем также забывать и культовую составляющую. Это для нас президент страны теоретически равен любому гражданину страны. Сейчас формально каждый «может избирать и быть избранным». Но в сознании человека XVIII века царь, император – это Помазанник Божий, который с обычным человеком, даже с самым крупным вельможей равняться не может категорически, просто по тому, что не может категорически. Этого не может быть, как не может солнце сесть на востоке.

Какое-то время подобный вопрос стоял у нас в отношении Григория Отрепьева, известного также как первый Лжедмитрий I, но только до тех пор, пока не разобрались, что такое Чудов Монастырь. Чудов Монастырь находился на территории Московского Кремля и монашествовали там представители лучших семейств России или содержались по тем или иным причинам высшие церковные иерархи Русской православной церкви. То есть, очевидно, что Отрепьев не был «просто парень из народа». Как очевидно и то, что в Чудовом Монастыре было кому надоумить молодого человека на «подвиг» самозванства.

 

Мы будем исходить из факта, что выслужившийся в хорунжии казак Пугачев решился на самозванство, презрев все сословные, религиозные и прочие барьеры. Значит, было кому надоумить. Провести соответствующую идеологическую обработку. И вот здесь мы выходим на крайне интересный факт в его биографии.

В 1772-м году Пугачев несколько месяцев провел в Стародубском монастыре, где его наставлял некий старец Василий. Известно, что в районе Стародуба концентрировались старообрядцы. А дальше старообрядческая слобода Ветка. Старовер Каверин в деревне в деревне Черниговке, казак-старовер Андрей Кузнецов в станице Глазуновской. Наконец встреча с игуменом Филаретом – главой старообрядческой общины на Иргизе.

Здесь сделаем небольшое отступление и напомним, что в XVIII – XIX веках Иргиз, Узени представляли собой один из главнейших центров старообрядчества. Оттуда, кстати, от которой «рукой подать» до Яика. Игумен – лицо в церковной иерархии занимает очень серьезное положение и встретиться с ним человек не из его круга может только по очень серьёзной рекомендации и только по очень серьезному вопросу. Кстати, сам игумен Филарет был арестован по подозрению, что именно он и надоумил Пугачева на самозванство. По нашему размышлению, подозрения были весьма обоснованными. И вообще об игумене Филарете известно крайне мало. Скрыто?

Из всего этого делаем выводы, что весь 1772-й год Пугачев плотно общался со старообрядцами, причем занимавшими среднее и высокое положение в старообрядческой иерархии. А вот эти уже могли надоумить простого казака на «подвиг» самозванства, обещав со своей стороны всевозможную поддержку. Кто-кто, а старообрядческие иерархи прекрасно разбирались, чем «помазанник божий» отличается от простого казака.

 

В этот же ряд прекрасно ложатся и объясняются признание Пугачева царем казаками-старообрядцами, поставки пушек с уральских заводов. Успешная работа «военной коллегии» Пугачева во главе с Иваном Почиталиным. Одно дело распоряжение откуда-то из яикской степи отдает какой-то непонятный «думный дьяк» и совсем другое представитель авторитетных старообрядческих кругов – старообрядцам на местах.

Наконец в описании действий Пугачева и его резидентов – Белобородова, Грязнова и пр. не встречается упоминаний, чтобы они оставляли на местах гарнизоны. Кто следил за порядком? Кто обеспечивал лояльное отношение «подданных царя Петра III»? Работу заводов? Регулярную отправку продукции, включая оружие? И вот здесь мы снова сходимся на старообрядцах, которые составляли основную часть казаков и заводских рабочих.

 

Таким образом, у нас появляются очень серьезные основания полагать старообрядцев не только движущей силой пугачевских событий, но и их вдохновителями. И тогда «крестьянская война» становится войной религиозной, где старообрядцы стремились вернуть себе главенствующее положение в стране, как это было до реформ патриарха Никона.


[1] Прапорщик эквивалентен хорунжему, в том числе и по этимологии. Прапор = хоругвь = знамя. Прапорщик = хорунжий = знаменосец. В войсках Польши, казачьих, Российской империи прапорщик и хорунжий были низшими офицерскими чинами, которые присваивались, в том числе, выслужившимся из нижних чинов.