ТРОЦКИСТСКОЕ КИНО 1937 ГОДА

Печать

Опубликовано 16.10.2023 14:43 , Автор: Олег Матвейчев, Андрей Болдырев Категория: Кафедра делегитимации революционизма

1.

Пугачев и пугачевщина – это воплощение странностей. Причем эти странности перешагнули жизнь Пугачева и его сателлитов далеко за 200 лет и уже сегодня морочат голову людям. И если странности историографии касались узкого круга историков, то кино было массовым. И остаётся.

 

Мы остановимся на двух фильмах: «Пугачев» 1937 года – по сценарию Ольги Форш (!), «Салават Юлаев» 1940 года режиссера Якова Протазанова (фильм восстановлен в любопытное время – 1986 году)!  

Первое и самое главное, в обоих фильмах нет Урала. Сюжетная связка Оренбург - Казань (Волга) – Узень – всё. Таким образом фильмы подтверждают историографическую тенденцию – Пугачев на Урале не был, так, отряды пугачевские набегивали, что-то там делали – и всё. Все крутится вокруг Оренбурга, Казани и ближайших к ним мест.  

Второе. В фильмах ничего нет о происхождении героев. Конечно, Салават Юлаев не показан как сын Юлая Азналина, - крупнейшего башкирского землевладельца, тархана, героя войны с Барской конфедерацией. Сам Юлай Азналин в фильме  участвует в дикой сцене. Начальник карательного отряда в карикатурном исполнении актера Потёмкина разговаривает со старшим по званию (!) Азналиным, – ещё год назад героем войны с Барской конференцией (с Польщей) под руководством Суворова (!) как с селянским простофилей и бьёт его в грудь, заставляя его пороть. Собачья чушь. Порка была после осуждения Азналина, после года (!) следствия за пугачевские дела в 1775 году, причём в тех местах, где Азналин лично командовал уничтожениями заводов – Аша, Сим и проч.

Третье. Взятие Салавата показывается в Пещере Салавата возле Текеево, родной его деревни, причём летом, а он был взят зимой в преследовании в симских горах 25 ноября 1774 года у Миндишево (Мигдишкино). Но тоже недалеко от Текеево. Сцена выяснения личности Салавата допросителями просто глупость. Было все сразу ясно:

Цитата25 ноября Салават Юлаев и четверо его товарищей были пойманы старшиной Муксином Абдусалямовым, его братом Зямгуром и другими преследователями в лесу неподалеку от деревни Миндишево (Мигдишкино).  https://salavatyulaev.ru/plen?ysclid=lnkfz7k9q8713781954 

 

Поимка Салавата. Художник А. П. Лежнев  (1888—1956). Холст, масло, 1930 год.

 

Мы подчеркиваем публикацией картины 1930 года, что с пленением Юлаева было все ясно еще тогда. Тогда зачем было выдумывать? А все для обеления: в кино Салават не должен бежать ни от кого. Более того, в реальности его ловят свои, башкиры, – а в кино русские солдаты, причем не в преследовании, а на встрече с башкирской невестой, где он поручает ей своего сына.   

Четвертое. Нет в фильмах ни одного разбитого завода сожжённой дотла крепости, что скрывает их крушительную практику.  

Пятое. Много некритических любовных линий. Пугачев женится, но коллизии вокруг этого не показываются: в среде правоверных казаков, священников при живой жене – Екатерине Второй – и вдруг новая жена? В фильме темы Екатерины как жены Пугачева (если назвался груздем – то и жена груздь) просто нет. А показан Пугачев как такой жизнелюбивец, хотя тема предательства по отношению в предыдущей – второй, настоящей жене – идёт. Но экс-жена Софья принимает его миссию и следует сцена прощения Софьей своего неверного мужа, причём при троих детях! Сцена, немыслимая даже в 30 годы 20 века!

Тема троеженства как-то ведётся странно и не по-настоящему, но занимает много киновремени. 

А тема женитьбы Салавата на русской женщине вообще не подтверждается. Скорее всего, придумана для интернациональных ассоциаций, но времени она занимает опять много.

А на Урал времени не нашлось ни в одном из фильмов!

Шестое. Все представители власти в обоих фильмах имеют отвратительные нечеловеческие рожи, явные телесные дефекты, скрипучие голоса и отвратительные привычки. 

Седьмое. Не показаны многочисленные военные поражения обоих. Кроме странного поражения в Казани. Становится совершенно непонятно, откуда возникло общее поражение того и другого? 

Восьмое. Дикие несоответствия сценарного свойства: в зачине фильма о Салавате поется фоновая песня в смысле нет свободы, «горька твоя вода» – на фоне благой страны, огромных стад овец, коз, лошадей, коров. Салават возвращается с толпой друзей с охоты, счастливый, поет песню, но ни одной белки или куницы в пристёге не видно ни у одного из них. Возникает ощущение в сценарной сляпанности для выполнения политического заказа.

Хотя есть одна сцена вполне реалистическая: когда при взятии Казани Салават привел повинного казака судить за то, что тот обидел башкир, но Чика в грубой форме отвергает саму мысль казакам судить казака. Эта сцена проходит в реальность. Но этой сценой объясняется то, что Салават в сердцах ушел со своими войсками в сторону Урала. Детский лепет и ложь.

Но Уральской операции в фильме нет ни в каком виде – даже в фильме о Салавате. Зато кинолжи достаточно.

Мы уже не говорим о мотивах боев, вроде непонятного полувзятия Казани и ухода от неё. А ведь без темы освобождения Филарета – все непонятно, хотя Казани уделено максимальное по меркам кино времени.

Но в фильме о Пугачеве Казань берёт Пугачев романтически, а 33-летний полковник Михельсон, представленный стариком с гнусным голосом, возвращает коварно.

Екатерина Вторая представлена маленькой кривой бабой с гнусным ломаным акцентом (даже акцент бывает ломаным), которая истерит по поводу подметного письма от Пугачева. А на заседании совета некий Секретарь Сената предлагает заключить мир с турками и двинуть – тут идет перечисление несметных полков – которые должны пойти на Пугачёва.

 

3.

Но в фальшивых кино часто есть замечательные оговорки … сценаристов. В сцене Узенях Творогов его спрашивает: «Казаки знать желают твои намерения, надёжа?» Пугачев отвечает: Зимовать будем, а по весне снова на заводы пойдем.

Вот это как раз интересно. В фильме заводов, понятно, уральских, нет никаких. Откуда же они тогда взялись в речи Пугачева? И ещё, это важно: Форш речью Пугачева проговаривается: А по весне снова на заводы! То есть, получается, они были на Урале, более того – это главное в его словах! Тогда почему ничего нет в фильме?

Это значит посвященная Форш знала замысел кураторов Пугачева, готовых отправить его, как мы говорим, на Второй Круг по Уралу?  

Более того, это лозунгируется: Пугачёв встает и в картинной манере заявляет на сомнения Творогова: Такую силу возбудили - стоит искру кинуть – заново пожар на всю Россию! – Что повторяет и при казни.

Отметим тему искры и пожара – любимые штампы троцкистов. И конечно любимую тему троцкистов – тему мести: в завершающей сцене казни Софья, первая жена, под симфоническое напряжение музыки говорит сыну: «Смотри, сынок, всё запомни» - и это главный смысл фильма.

 

4.

Итак, перед нами две киновыдумки с общей задачей – возбуждение ненависти и мести к Правительству. Но к какому?

Идёт 1937 и 1940 год. И к какому Правительству возбуждается ненависть? К Екатерининскому? Формально так. Но к кому обращается тема мести? – Она всё портит по линии Екатерины, потому что обращена в будущее или живущим. Так кому мстить зовет фильм? Ведь на дворе вроде на 1937 год и в СССР власть народная?

В контексте схваток Сталина с Троцкистами, где троцкисты позиционировали себя как освободители от сталинского режима и номенклатуры, – привлекая к борьбе и казачество и башкир. Оба фильма имеют совершенно открытый антисталинский, антигосударственный (мы сознательно не используем слово троцкистов – антиноменклатурный, потому что это неверно и неточно) характер.

То есть перед нами однозначный анстисталинский фильм. По логике, авторам и формату – троцкистский. Режиссер Петров-Бытов стал знаменит тем, что в 1949 написал Сталину грубое письмо про положение дел в кино (как говорится, чья бы мычала) и от страха сошёл с ума. Понятно, что не сам вдохновлялся, иначе бы не угодил в психушку. А надо знать, что Сталин психушки не одобрял (как и психологию наукой не считал), они существовали под контролем троцкистов, чтобы прятать там нужных людей от Гулага. Так что тот, кто написал, – тот и спрятал. 

Сценарий «Пугачева» от известной Ольги Форш, троцкистский шлейф которой не спрятать. Поклонница высокотитульного масона Папюса, его любимая ученица по магии, автор многочисленных произведений по узкой теме – романтизация путчистов, революционеров, якобинцев, декабристов, троцкистов как последовательных революционеров – и всё под определённым романтическим креном. То есть кинообелением Пугачева занимался самый профессиональный обелитель, как бы сказали сегодня, майданного негодяйства и продвинутая троцкистка – Ольга Форш.  

Хорошенькое кино получается!

Если историю можно переписать, то что делать с кино, которое никакого отношения к истории не имеет, но работает как пропагандист до сих пор?