главная



ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

КАК АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ С ДМИТРИЕМ ДОНСКИМ ВЫИГРАЛИ КУЛИКОВСКУЮ БИТВУ

Печать

Опубликовано 06.12.2020 18:51 , Автор: Магнитов С.Н. Категория: Кафедра Доктринальной легитимации

1.
15 июля 1240 года новгородский князь Александр Ярославич на реке Неве близ реки Ижоры разгромил шведов, поддержанных папской курией (католическим священническим клиром). В Невской битве Александр проявил личное мужество и бесстрашие, сам сразился с Биргером, зятем шведского короля и предводителем войск противника, нанес ему тяжелое ранение, после чего противник покинул поле битвы. А Александр Ярославич получил прозвище Невский.
В 1242 году на Русь вторглись войска Ливонского ордена (католический военно-религиозный союз). С ними пришли шведы, датчане и войска епископств (католических поместных органов) Риги и Дерпта. В Ледовом побоище Александр Невский, обнаружив редкий полководческий талант, разгромил войска Ордена. Поражение было столь серьезным, что орден после событий на Чудском озере надолго ослаб.
Двумя этими победами Александр Невский обеспечил безопасность северо-западных границ Руси.
Но Русь еще была очень слаба. Выяснение отношений между князьями, концептуальное брожение народа между язычеством и православием не давало перспектив для объединения и стабильности. Было видно, что Запад не оставит попыток оккупировать Русь. Монгольская оккупация была уже фактом. Русь находилась между двумя жерновами.
После Ледового побоища упоминания об Александре Невском становятся скупыми, неохотными. Историки как бы отводят глаза от тяжелых фактов. Почему?
А факты таковы. Александр Невский "сдался" Орде. Он униженно ездил в Орду и боролся за ярлык. Сегодня нет сомнений, что это был эпохальный поступок Александра, выбор, определивший историю России. Этот выбор – стал главным обвинением со стороны современных «западников». Александр Невский променял «цивилизованный Запад» на «дикий Восток», союз против Орды (такие предложения действительно были) он променял на союз с Ордой.
На эту тему есть много проблемных статей. Вот фрагменты одной из них.
 
Цитата.
Брат против брата
Но этот грозный воитель становится непохожим сам на себя, когда речь заходит о Золотой Орде. В 1238 г., когда татарское войско вторглось в пределы Суздальской земли, он не послал подкрепления ни своему отчему городу Переяславлю-Залесскому, ни столице Владимиру. Не пытался он и соединиться с войском дяди – великого князя Юрия, стоявшего на реке Сить. Даже Торжок, исконно новгородская вотчина, не получает помощи от молодого князя и захватывается ордынцами. Неудивительно, что, видя такую покорность, Батый оставляет у себя в тылу неразоренный Новгород и поворачивает войско громить города южной Руси.
В последующие годы Александр Ярославич не меняет своей позиции. Покорно прибывая в ханскую ставку в Каракорум, он получает из рук татар в дополнение к Новгородскому еще и Киевское княжество.
Традиционное объяснение этим фактам – «князь не пошел на конфликт с ордынцами, поскольку понимал, что с ними не справиться» – оказывается при внимательном рассмотрении отнюдь не бесспорным. К середине ХIII века на Руси стали складываться условия для мощного военно-политического союза Мономашичей против Орды. Русский тыл к этому времени стал относительно надёжным: Польша и Венгрия были обескровлены татарами, а литовцы, шведские и немецкие рыцари значительно ослаблены Невским. Основная часть монгольского войска, понеся большие потери в походе в Европу, вернулась на родину. В свою армию Батыю приходилось набирать ненадежных воинов из покоренных народов...
 
Лучше хан, чем папа
Для разгадки поведения Александра Ярославича посмотрим на то, как складывались отношения Руси с Западом в XII-XIII веках. Вести о первом крестовом походе 1096-1099гг., завершившемся взятием Иерусалима, были встречены на Руси с энтузиазмом. Налицо был триумф христианского мира, к которому теперь относила себя Русь. Выступая против половцев в 1111г. Владимир Мономах также постарался придать своим действиям характер крестового похода против "поганых".
Однако позднее идеология крестовых походов в Западной Европе претерпела значительные изменения. Объектами претензий католиков-крестоносцев все чаще становились территории, населенные православными. Ватикан осуществлял идейное и духовное руководство натиском ливонских и тевтонских рыцарей на земли славян. Разорение крестоносцами центра православия – Константинополя в 1204 г. Русь восприняла крайне болезненно. Слухи о стяжательском и развратном образе жизни папского клира усиливали отчуждение.
Русь – возможно, впервые в своей истории – попыталась вполне осознанно возвести «железный занавес» в отношениях с Северной и Западной Европой. В отношении европейцев отечественная идеология с этого времени требовала «обычая их не держати и учения не слушати, не брататися с ними, потому что развращенные мысли полны гибели».
Вероятно, молодому Новгородскому князю ордынцы казались меньшим злом, а то и союзником в борьбе с экспансией с Запада. После похода Неврюя за ним было закреплено Великое княжество Владимирское, а сам князь побратался с сыном Батыя Сартаком. В 1251 г. Невский наотрез отказался от помощи Папы Римского в борьбе с Ордой. Вскоре он привел в Новгородскую землю татарских численников, переписывавших население для обложения данью (исключение было сделано для духовенства). В отказавшийся подчиниться Новгород князь ввел в 1259 г. свои войска, подавляя антиордынские выступления, зачинщикам которых выколол глаза и отрезал носы.
В ноябре 1263 г. Александр Невский, разболевшись, умер у Нижнего Новгорода на обратном пути из ханской ставки. Версия об его отравлении в Орде появилась, скорее всего, потому, что народное сознание не хотело мириться с фактом дружбы популярного князя с татарами ...
Трудно давать оценки деяниям наших предков, живших в те далекие и страшные времена. И все же сделаем осторожные выводы. Столетия назад Русь столкнулась с проблемой поиска своего места в споре Запада и Востока. В жестоком XIII веке Александр Ярославич Невский решился на союз с Востоком". (Асонов Н. Загадка Александра Невского // АиФ. 1996. № 3).
 
Как видим, в статье почти открытые обвинения против Невского. Возникает вопрос, чем же объяснить такой выбор князя? Действительно, на первый взгляд, невозможно сравнивать финансовые, культурные, военные, экономические, технологические перспективы Руси на Западе с теми же перспективами на Востоке. Даже в те времена. В чем же дело?
А дело в Куликовской битве.
При этом предлагаем отметить нюанс – в формуле «Лучше хан, чем папа»: Хан – выражение политической власти, папа – концептуальной. В контексте этой – точной – дилеммы и нужно рассматривать действия А. Невского. Выбор между Востоком и Западом здесь не причем.
 
2.
В 1380 году, через сто сорок лет после подвигов Александра Невского, состоялась Куликовская битва, которая закончилась поражением Орды. Московский князь Дмитрий (получивший после победы на Дону прозвище Донской) сумел собрать весь потенциал Руси, накопленный за сто лет передышки, и победил. Победа стала поворотной в истории Руси. И дело даже не в том, что потом были поражения от тех же монголов, а в том, что стало понятно: стоит Руси собраться и организоваться – ей нет равных.
Но причем здесь Александр Невский? – Он понял роль глобального стратегического приоритета – идеи, идеологии, концептуальной власти в политической деятельности народа.
Почему следует такой вывод? – Исходя из выбора А. Невского. Давайте поразмыслим. Есть два жестоких врага. Они давят с обеих сторон и – одновременно. Вы слабы воевать сразу против обоих. Но вы знаете, что разбить их можно, причем с подавляющим преимуществом, дай только срок. Следовательно, вам нужно сохранить для будущих времен что-то такое, что оставит шанс на победу. Но что нужно оставить? Любой оккупант – это всегда грабеж, это всегда марионеточное правительство, это всегда унижение достоинства коренного населения. Это то, что не отличало и западных и восточных неприятелей Руси. А что отличало?
Походы с Запада фактически всегда, если не организовывала, то освящала Католическая Церковь. Без нее не обходился ни один поход рыцарских католических орденов (включая Тевтонский). Цель этих походов всегда была стратегическая: не просто захватить землю и забрать ценности, но ее "окатоличить". Установка на обращение населения в свою религию доминировала над установкой заурядного грабежа. И вовсе не потому, что католики заботились о спасении душ захваченных народов и не претендовали на чужое добро – нет, наоборот, их не устраивала одномоментная добыча – им нужен был постоянный доход, стратегический доход. Для этого требовалось переориентировать сознание народа и взять над ним концептуальную власть (пусть даже в культовой форме). А после этого легко освящалась власть политическая: кто бы ни был во главе подчиненного государства, он не сможет быть свободен от власти концептуальной – обращенный народ уже снизу заставит его подчиняться (или хотя бы учитывать интерес) Католической Церкви. Внедрение концептуальной власти связывало по рукам и ногам и народ, и его руководителей. Причем концы нитей были в руках ни народа, ни его руководителей – но в руках внешней силы. Очень эффективный способ управления!
История подтверждает это соображение. Например, Латинская Америка (название континента происходит от названия языка – латинский, на котором велось католическое богослужение). Обращенные народы континента даже языки свои утратили!
Второй нюанс тоже был связан с концептуальной властью. Если народ не обращался, он уничтожался. Александр безусловно знал о трагической истории балтийских поруссов. Когда они прогнали католических миссионеров (которые, кстати, были также изгнаны с Руси) в двадцатых годах 13 века (буквально перед Невской битвой), то были отданы на уничтожение рыцарям, и те вырезали целый народ! Осталось только название – Пруссия.
На фоне католических захватчиков-миссионеров Орда представляла собой, говоря современным языком, рэкетиров. У нее были экономические интересы, частично связанные с политической властью. Причем, как отмечают историки, монголы не вмешивались в концептуальную сферу, так сказать, отличались веротерпимостью (даже выдали Церкви ярлык на самостоятельность!). Словом, оккупируя территорию страны, они не оккупировали территорию души (и мысли) народа. То есть оставалась перспектива концептуального объединения! Без этого единства у народа не будет сил сражаться за свое будущее – это Александр Невский понимал не только как полководец, пекущийся о моральном духе войск, но и как опытный государственный деятель, осознающий, что без "божественной санкции" (идеологической, концептуальной) никакое государство существовать не будет. Поэтому лучше было пожертвовать часть своей политической власти Орде и оставить неприкосновенной власть стратегическую – концептуальную. И Невский победил!
Александра Невского понял лучше всех Иван Калита, тихий гений московской глубинки. Он не только стал наращивать экономическую мощь и тихо прибирать вокруг Москвы земли, он сделал тонкий ход – он перевел митрополита из Владимира в Москву. То есть Москва одновременно сделалась и концептуальным центром Руси! И началось мощное строительство русского народного тела!
Теперь перенесемся в 1380 год. Дмитрий задумал начать открытую борьбу с Игом. Можно представить его состояние! Был риск потерять не только ярлык на княжение, свою жизнь, но и все, наработанное Русью за сто лет передышки!
Что сделал Дмитрий? Он обратился к духовному (концептуальному) лидеру Сергию Радонежскому, который освятил, сделал "законным" поход – дал божеское право выйти на супостата! Более того, получилось, что именно усилившаяся экономически церковь стала организатором сопротивления.
Кто первый вышел с оружием на бой? Кто символически начал битву в поединке с Челубеем? – Инок Троице-Сергиевой Лавры, монах, посланный лично Сергием на битву, несмотря на христианские заповеди смирения, – Пересвет. Это имело особое значение. Пересвет сосредоточивал и воплощал в себе санкционированное свыше право народа на отстаивание своей свободы и утверждение на земле своих ценностей.
Так Александр Невский начал борьбу, а Дмитрий Донской закрепил победу Руси в битве сначала за концептуальное, а затем и политическое самостояние Руси. Именно такой порядок сохраняется и до сих пор: концептуальная власть порождает экономическую, а экономическая уже политическую.
Примечание. Последнее время в рамках ведения концептуальной войны против России проводится линия умаления подвига Дмитрия Донского. Мол, он боролся всего лишь с «мятежным» Мамаем – одним из нелегитимных искателей власти в Орде. И боролся якобы с молчаливого согласия «центральных властей» Орды.
Формально получилось так. Но давайте вспомним факты. Через два года центральные – «легитимные» – власти Орды зачем-то снаряжают войско под руководством Тохтамыша и сжигают Москву – столицу своего ставленника! Зачем?
Ответ один: для Дмитрия Донского разгром войска Мамая был только законным поводом поставить власть татаро-монголов под сомнение и возбудить в русских уверенность в себе. Цель была достигнута. Это поняли и татаро-монголы, тут же бросившиеся наказывать русских за «самодеятельность». Но было уже поздно. Неслучайно Куликовская битва запечатлелась в исторической памяти русского народа как великая победа над игом.
Уровень легитимности Мамая не имел принципиального значения. Наоборот, это говорит о тактическом искусстве русских полководцев.
Александр Невский в Православной Церкви имеет статус "Святой". Почему военачальник, политик, который не отличался в своей деятельности "святостью", который не "подставлял щеки", как того требовали христианские заповеди, своим врагам, получает статус наравне с такими русскими духовными (концептуальными) подвижниками, как Сергий Радонежский и Серафим Саровский? А если учесть, что канонизация – дело ответственное и редкое, то получается, что вывод о концептуальной победе Александра Невского, обеспечившей победу Руси в битвах с Западом и Востоком, подтверждается самым "заинтересованным" в этом случае лицом – Церковью.
Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция