АНТИСОВЕТИЗМ В ДЕТЕКТИВНОЙ ОБЕРТКЕ

Печать

Опубликовано 18.08.2017 08:22 , Автор: А.В. Болдырев Категория: Кафедра консервативной экспертизы

В советские времена перед сеансом в кинотеатрах обычно показывали киножурнал. Иногда это был «Фитиль», а чаще – кинохроника, что-то вроде политинформации методами кино. Таким образом, советский гражданин, приходя в кино, помимо эстетического удовольствия от просмотра кинокартины, получал еще и идеологический заряд. Интересно, но как оказалось, советский опыт не пропал даром. Интересным образом он был реализован в современных условиях в сериале «Черные кошки[1]», снятом в 2013-м году российскими и украинскими кинематографистами. Здесь во время показа начальных титр проговаривалась информация, имеющая отношение к историческому контексту. Остановимся на некоторых таких «политинформациях».
Первая серия – констатация факта, что в 1946-м году с одной стороны, имел место голод вызванный как природными (засуха), так и организационно-экономическими причинами (потери трудовых ресурсов; разруха в сельском хозяйстве; политика советского руководства, направленная на формирование зерновых резервов). А также факта разгула преступности. Что тоже факт.
Вторая серия – информация о принятом в апреле 1947-го года решении о репатриации из СССР немецких военнопленных. Причем инициаторами этого гуманного акта показаны США и Великобритания. А СССР – эксплуататором бесплатной рабочей силы. Об ущербе, нанесенном Германией СССР, о количестве советских людей, угнанных в Германию, авторы фильма не упомянули.
Третья серия – отмена в СССР смертной казни в мирное время. Но, по мнению авторов фильма, этот гуманистический акт был обоснован необходимостью иметь больше рабочих рук. Здесь остановимся подробнее: В 1946-м году к смертной казни в СССР было осуждено 2896 человек (см. таблицу в приложении). Если на тот момент только военнопленных в СССР было более трех миллионов, не считая ГУЛага, то кроме как соображениями гуманизма эту меру объяснить затруднительно.
Четвертая серия – зрителя информируют, что знаменитая Фултонская речь Черчилля и создание блока НАТО явились ответом на стремление СССР советизировать Восточную Европу. Здесь мы зададим вопрос: А разве союзники на оккупированных ими территориях занимались и занимаются не тем же? И давайте пойдем от фактов: военная организация НАТО была создана в 1949-м, а Варшавский Договор – только в 1955-м. Кто агрессор?
Пятая серия – «сучья война». Зритель информируется о из кровавом периоде в истории криминального мира СССР в течение послевоенного десятилетия.
Шестая серия – оказывается, Госфильмофонд СССР был создан на основе вывезенного из Германии собрания фильмов в Бабельсберге. Однако это не так. Государственное хранилище кинонегативов было создано еще в 1935-м. И мы опять же возвращаемся к разговору об ущербе нанесенном Германией СССР и возмещении этого ущерба.
Седьмая серия – краткая информация о спецподразделении «Бранденбург 800»
Восьмая серия – зрителю сообщают, что в 1947-м году по системе ВКП(б) было разослано письмо, фактически ставящее борьбу с раком вне закона. Но это неподтвержденное ничем заявление противоречит факту существования в СССР Центрального онкологического института. Желающие также могут ознакомиться с биографией академика А.И. Савицкого и других советских онкологов.
Девятая серия – ядерное противостояние между обладавшими ядерной бомбой США и СССР, которые создавали бомбу в экстренном порядке. Причем не только силами ученых, но и разведчиков, которые добывали информацию как о современных разработках, так и разработках германских ученых. В фильме показан немецкий ученый, который вместе со своими коллегами разработал водородную бомбу, более того, практически реализовали некоторые элементы, которые в результате разоблачения гитлеровской агентуры попали в руки советских спецслужб. Зрителю недвусмысленно намекается, что термоядерная программа СССР не принадлежит ему[2].
Десятая серия – закрытые научные и конструкторские учреждения, так называемые «шарашки». Да такое имело место в СССР. И действительно во многих из них работали немецкие ученые и инженеры. В качестве примера можно привести турбовинтовой двигатель НК-12, конструкция которого во многом основывается на разработке немецких ученых Jumo-022. Двигатель и по сей день устанавливается на стратегические бомбардировщики ТУ-95. И авторы фильма справедливо отмечают, что заслуги немецких специалистов были по достоинству оценены советским руководством.
Одиннадцатая серия – формирование закрытого класса советской номенклатуры с уровнем жизни, значительно превышающим уровень жизни остального населения и царящими внутри злоупотреблениями. Не возьмемся спорить с этим или соглашаться. С одной стороны, факты имущественного расслоения отрицать сложно. Взять, например, коллекцию бриллиантов и многое другое, изъятую при аресте у Лидии Руслановой – жены генерала Владимира Крюкова. Но с другой стороны есть и история Исаака Зальцмана, дочь которого после его смещения в 1948-м ходила в пальто, перешитом из отцовской шинели. Так что обобщения едва ли возможны.
Двенадцатая серия – о том, как Эйнштейн в 1947-м году предложил создать мировую структуру, контролирующую ядерное оружие и как СССР отказался в неё войти. Опять же не указываются конкретные правила работы этой структуры и условия, на которых в неё должен был войти СССР. Мы видим только посыл: СССР отказался совместно контролировать ядерное оружие, которого, впрочем, на тот момент у него не было[3]. Далее идет сетование, что СССР создал некий информационный комитет, объединяющий разведывательную информацию из всех источников, а США ЦРУ – значительно позже. Здесь нужно напомнить авторам фильма о том, что спецслужбы в нашем мире не создаются «с нуля». У них обязательно есть предшественники. Это как в известной «философской задаче» что было раньше, яйцо или курица? И предложить воздержаться от поверхностных суждений.
Таким образом из политинформаций в достаточно мягкой форме, но тем не менее достаточно настойчиво формируется негативное восприятие истории СССР.
 
Однако и сам сюжет представляет собой интерес. Хорошо отработанный, с серьезной детективной интригой, он строится, по большому счету вокруг разоблачения гитлеровской агентуры, а заодно и коррупции в советских структурах. Бандиты, воры оказались как-то рядом, в общем, случайно, а где-то даже и помогли милиционерам. МГБ же оказалось не только не способным выявить агентуру врага у себя, но и вместо этого занималось преимущественно фабрикацией липовых агентов и заговоров. И здесь нужно оценить уровень внедрения противника. Начнем с полковника Бурова – штурмбанфюрера[4] Ланге. Не совсем понятно, он действительно работал в центральном аппарате МГБ или только приехал в Ростов, якобы из центрального аппарата. Однако письмо, предупреждающее о его приезде и полномочиях, пришло по официальным каналам. Даже если и не работал Буров в МГБ, то те, кто организовывал это письмо должны были иметь доступ к закрытым каналам информации и быть в курсе секретных дел, таких, как например, проводимая советским руководством операция по выявлению особых категорий военнопленных или количество и контингент содержащийся в лагерях военнопленных. В любом случае уровень внедрения не просто высок, а сверхвысок. Далее - секретарь и ППЖ[5], - как она сама себя назвала, - секретаря обкома ВКП(б) – одновременно агент германской разведки в звании оберштурмбанфюрера[6] и осведомитель советской госбезопасности. Оцените уровень доступа к информации и возможности влияния[7]. Пользуется таким доверием шефа, что расписывается вместо него за секретные письма. Возникает ощущение, что советская власть буквально пропитана вражеской агентурой. Сама по себе советская власть вызывает ощущение брезгливости. Секретарь обкома партии подписывает накладные, по которым сестра его жены получает и продает на черном рынке продукты, предназначенные больницам и детским домам. При этом сам секретарь прекрасно осведомлен, более того, лично курирует сейф, где хранятся добытые ценности.
 
Таким образом, сериал видится как имевший целью под увлекательный детективный сюжет сформировать негативное толкование истории СССР и сформировать негативное восприятие органов государственной безопасности СССР и России.

[1] Ни к роману братьев Вайнеров, ни к кинофильму Станислава Говорухина, ни к мифической банде «Черная Кошка» данный сериал не имеет никакого отношения. Название – явно маркетинговый ход, впрочем, в известной степени отвечающий содержанию картины.

[2] К сожалению, всё, что относится к атомному оружию является секретной информацией и опровергнуть заявление авторов фильма нельзя, по крайней мере, по открытым источникам. С другой стороны и авторы фильма не предъявили ничего, кроме вымышленных персонажей и изготовленного для съемок муляжа со знаком радиоактивности.

[3] Первая советская атомная бомба была испытана 29 августа 1949-го года.

[4] Соответствует армейскому майору

[5] Походно-Полевая Жена

[6] Соответствует армейскому подполковнику

[7] В фильме показано, например, как её информация в МГБ о сомнениях одного из директоров конезаводов в физической форме его скакунов инициировала расследование МГБ на предмет хищений на конезаводе.