главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ПЕРВЫЕ ГОРЧАКОВ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

ЗАЧЕМ ПЕРВЫЙ КАНАЛ РЕАБИЛИТИРУЕТ ТРОЦКОГО?

Печать

Опубликовано 23.11.2017 09:46 , Автор: А.В. Болдырев Категория: Кафедра консервативной экспертизы

Мы пережили 100-летнюю годовщину Великой Октябрьской Социалистической революции. Нет, не так представлялся этот юбилей каких-нибудь тридцать лет назад. Не было ни массовых праздников, ни всесоюзных выходных, да и самого Союза давно нет. Но и незамеченной дата не прошла. Оба общероссийских канала отметили дату выходом сериалов, посвященных крупнейшим деятелям той эпохи. На «России» пошел сериал «Демон революции»[1], а на «Первом» вышел сериал «Троцкий». О нем-то мы и поведем речь. 
Понятие реабилитация прочно вошло в нашу жизнь после ХХ съезда. Тогда были реабилитированы многие из тех, кто погиб во время событий конца 1930-х годов[2]. Потом была «Перестройка» и новая волна реабилитаций. Лев Троцкий (Бронштейн) принадлежит к числу тех, кто не был реабилитирован ни в середине 1950-х, ни в 1990-е. Более того, когда в 1960-м его убийца Рамон Меркадер, отбыв срок в мексиканской тюрьме, приехал в СССР, то ему было присвоено звание Герой Советского Союза и вручен Орден Ленина. Таким образом советское правительство выразило свое отношение и к Троцкому, и к его убийству. В современной России отношение к Троцкому скорее негативное и вопрос реабилитации официально не поднимается. Тем не менее, попытки «переосмыслить» образ «Демона революции» - именно так называли его в годы Революции и Гражданской войны предпринимаются.
 
Итак, сериал «Троцкий». Предоставим специалистам по биографии Л.Д. Троцкого точно определять, где и насколько авторы фильма исказили, а то и перевернули факты. Уверен, им там работы хватит. Мы же остановимся на общей тенденции подачи материала. Нет, авторы не пошли по примитивному пути и не стали представлять Троцкого «белым и пушистым». Показаны, в общем, все нелицеприятные факты, которые стали общеизвестны за последние десятилетия. Однако как показаны?
Приказы о расстрелах отдавал? – Отдавал. Децимацию применял? – Применял. Интриговал? – Интриговал. За власть с Лениным и Сталиным боролся? – Боролся. Авторы фильма этого не скрывают. (Какой смысл?) Но при этом авторы четко дают понять, что делал он это во имя великой Идеи. А отрешившиеся ото всего борцы за идею всегда внушали уважение.
Теперь как показан Троцкий: Начнем с грандиозного бронепоезда, на котором Троцкий разъезжал по фронтам Гражданской войны. То, что создан он средствами компьютерной графики – сомнений нет. И создан качественно. Серостальной, раза в полтора выше нормального бронепаровоз. Такие же вагоны. Весь бронепоезд укрыт броней и какой-то очень чистый. Он подавляет, он грандиозен и несет зрителю понятие о грандиозности своего седока.
Сюжет сериала выстроен вокруг дискуссии сталиниста Френка Джонсона с Троцким. И Джонсон выглядит бледно. Зато Троцкий великолепен и блистает красноречием.
По ходу дела выясняется, что Троцкий демонстративно отказался от немецких денег, которые ему предлагал Парвус. Что именно Троцкий организовал Революцию, а потом по соображениям своей национальности отдал все лавры Ленину. Что Троцкий был патриотом России и всеми силами оттягивал подписание «похабного Бреста», что потом сделал Ленин. Что именно Троцкий создал Красную Армию. А в конце заявляется, что и весь Советский Союз создал он. И знаете, как-то даже хочется в это верить.
 
Но мы люди спокойные и попробуем позадавать вопросы. Где и как журналист, пусть и блестящий, научился организовывать спецоперации, организовывать и командовать спецподразделениями? Молниеносный и синхронный захват ключевых объектов Петрограда относится к разряду блестящих спецопераций. Такая работа требует точного расчета средств, оружия, транспорта, личного состава, ювелирной синхронизации и связи[3].
Почему Ленин шел на Бресткий мир – понятно. Немецкие деньги обязывали. А вот почему приехавший из Нью-Йорка Троцкий тянул с подписанием? Почему это борец за «мировую революцию» вдруг озаботился национальными интересами отдельно взятой страны? Не по тому ли, что продолжения участия России в войне требовали союзники по Антанте, которых представлял Троцкий?
Заслуга Троцкого в создании Красной Армии бесспорна. Но вот вопрос: На какие, точнее, чьи деньги? Допустим, оружие и обмундирование можно конфисковать на оставшихся от царской армии складах. Но красноармейцам нужно выплачивать денежное довольствие. Нужно их кормить, перевозить и много что еще. «Военспецы» шли воевать точно не за идею, а и за надежный паёк для них самих и их семей. В общем, война – бизнес очень дорогостоящий. Откуда Троцкий взял деньги? Кто ему их предоставил?
Тезис о том, что Троцкий создал СССР всерьез воспринимать нельзя. Хотя бы потому, что этим занимались предсовнаркома Ленин и наркомнац Сталин. Трудно поверить, что Троцкий, возглавлявший тогда военное ведомство, нашел время и на это.
 
В последней серии выясняется, что Троцкий радел за ученых, писателей, поэтов. Даже организовал так называемые «Философские пароходы», на которых РСФСР покинули видные ученые того времени, в том числе показанный в сериале философ Ильин. Однако известно, что этим всем занимался лично Ленин, а вот самоубийство поэта Есенина, очень мало похоже на самоубийство и ниточка тянется к «Черному человеку» из поэмы «Страна негодяев». Однако попытка придать образу Троцкого чуточку гуманизма очевидна.
Наконец финальный поединок. Здесь авторы грубо исказили факты. Рамон Меркадер под своим собственным именем пришел в дом Троцкого и нанес удар принесенным с собой ледорубом. Организаторы убийства явно сознательно и демонстративно не использовали традиционное оружие, чтобы дискредитировать Троцкого. Это факт, засвидетельствованный многократно. В фильме же мы видим поединок, где проникший в дом под чужим именем убийца хватает ледоруб со стены. Получается Троцкий гибнет как герой, в бою, от рук двуличного посланца Сталина.
 
Параллельно идет негатив на оппонентов Троцкого: Ленина и в особенности Сталина. Ленин мелочно интригует, лавирует. «Лепит» мелкий компромат. Однако в конце «прозревает» и пытается сделать Троцкого своим преемником, вступив в борьбу со Сталиным. Сталин же показан просто «отмороженным» головорезом, сохранившим свои привычки даже оказавшись на вершинах власти. Такое принижение оппонентов работает на возвеличивание образа Троцкого. Сюда же пьяница Ворошилов – безвольный исполнитель воли Сталина.
 
Таким образом, перед нами нарисован образ пусть кровавого, но великого человека, пожертвовавшего жизнью ради своей идеи. Неплохое начало реабилитации. Не так ли?
 
В заключение хочу отметить, что совершенно не порадовал Константин Хабенский, исполнивший главную роль. Артист ценен своей способностью к перевоплощению. Я не поленился и посмотрел кадры кинохроники с Троцким, перечитал его статьи, чтобы снова почувствовать дух этого действительно незаурядного человека. Не уверен, что до конца представил себе, как должен был выглядеть Троцкий на экране, но точно не так. Ибо на экране был Константин Хабенский в гриме Троцкого. А Хабенский – не есть Троцкий. Примерно то же самое мы наблюдали в сериале «Петр Лещенко. Всё что было.» Там Константин Хабенский также исполнил главную роль и тоже не было перевоплощения. Правильнее тот сериал было бы назвать «Константин Хабенский исполняет песни из репертуара Петра Лещенко». Так было бы честнее. При всем уважении к артисту, всё-таки хотелось бы на экране видеть образ героя, а не самого артиста.

[1] Вообще-то «Демоном революции» называли Троцкого. И я полагал, что сериал о нем, пока в «Вестях» не объяснили, что речь пойдет о Ленине и Парвусе.

[2] Мы сознательно избегаем слов «сталинские» и «репрессии». Большое количество фактов указывает на то, что это не были репрессии одного направления по принципу палач – жертва. Скорее это была полускрытая гражданская война, где каждый участник был и жертвой и палачом.

[3] В последнее время появляются версии, что реально организацией переворота занимались профессиональные военные – бывшие царские генералы. В частности – А.А. Самойло (1869 – 1969)

Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

У нас большие п...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


ТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛ