«ВСПЛЫЛА» ФРАНЦУЗСКАЯ РУСОФОБИЯ

Печать

Опубликовано 31.07.2019 14:22 , Автор: А.В. Болдырев Категория: Кафедра консервативной экспертизы

К чему бы это?
Французский кинематограф заслуженно пользовался популярностью в нашей стране. Имена Жана Марэ, Жерара Филиппа, Луи де Фюнеса, Жерара Депардье, Катрин Денёв и многих других знала вся страна. Мы с удовольствием смотрели серии про «Фантомаса», Жандарма», «Укол зонтиком», Шербурские зонтики». С одной стороны, этому способствовало высокое качество французского кинематографа. С другой, по всей видимости, дорогу французским картинам в СССР открывала дружественная по отношению к СССР позиция Франции. Так было во времена СССР. В постперестроечное время французский кинематограф был известен в основном специалистам. Но в целом, они отличались если не лояльной, то, по крайней мере нейтральной позицией по отношению к России и СССР. Взять, хотя бы, фильм «Лига мечты» с Жераром Депардье. Фильм был посвящен европейскому и мировому футболу, но и в нем нашлось место, чтобы отдать дань памяти «Матчу смерти» 1942-го года в Киеве где советские футболисты дали бой оккупантам и победили.
 
Однако весна и начало лета этого года ознаменовались двумя довольно интересными событиями в киномире. Любопытно, но оба события оказались связаны с атомными подводными лодками. Речь идет о фильмах «Зов волка» режиссера Антуана Бодри, и фильме «Курск» от знаменитого режиссера и продюсера Люка Бессона. Любопытно, но «Курск» был снят еще в 2018-м году, но в России его премьера состоялась только 27 июня этого года, спустя почти год с момента его премьеры за рубежом. (Об этой задержке мы еще вспомним). Отдадим должное создателям, фильмы сделаны мастеровито. Оба фильма смотрятся хорошо. И хотя они относятся к разным жанрам, их объединяет антироссийский посыл. Причем на очень узком участке – контроль за ядерными силами. В первом фильме рассказывается как коррумпированный российский адмирал продал исламским боевикам атомную подводную лодку, те устроили провокацию, а доблестные французские подводники ценой жизни предотвратили мировую ядерную катастрофу. Название второго фильма говорит само за себя и он, по большому счету, представляет собой грандиозное «Это не мы, это они сами, а обвинили нас!». Но и в нем красной нитью проходит неспособность русских контролировать свои ядерные силы, разгильдяйство и преступная халатность в обращении с ядерным оружием. Западного зрителя до глубины души заденет эпизод, где российский подводник, чтобы купить водку на свадьбу другу, продает часы.
 
Само по себе видеть такое от французов мне, привыкшему совсем к другому отношению к моей стране, было неприятно. Однако в конце весны, начале лета произошли другие события, которые заставляют задуматься о совпадениях.
Во-первых. Как раз сейчас завершается строительство, на сентябрь этого года планируется буксировка в Певек плавучей атомной электростанции «Академик Ломоносов». К концу года её планируют ввести в эксплуатацию. Это означает, что энергетический вопрос на Северном Морском Пути будет в значительной степени решен. Резко снизится зависимость от летнего завоза топлива. Будет расширена инфраструктура. Усилится военное присутствие России в Арктике. Нашим западным «партнерам» это, мягко говоря, «против шерсти». И вот тут, настроить общественное мнение против российского морского атома, инициировать волну страха, весьма кстати.
Во-вторых. 1 июля произошел пожар на российской АПЛ специального назначения АС-12[1], известной также как «Лошарик». Не хочу влезать в сферу компетенции специальных служб, но, как говорил наш преподаватель по управлению проектами, «удачными бывают только запланированные совпадения». Зачем было откладывать на год премьеру фильма «Курск» в России? Не за тем ли, чтобы вывести на экраны за пару дней до трагических событий и громко заявить «мы здесь не причем»? Согласитесь, вопрос интересный.
 
В общем, современное французское кино разочаровывает и наводит на довольно любопытные размышления.

[1] По некоторым данным АС-31