АЛАПАЕВСК. ЕСТЬ ЛИ СТРАТЕГИЯ?

Печать

Опубликовано 31.08.2022 19:49 , Автор: Евгений Елохин Категория: Кафедра консервативной интенсивной Конкуренции

о так называемой стратегии социально - экономического развития до 2035 года.

Должна ли Стратегия социально - экономического развития Муниципального образования соответствовать Федеральной Стратегии? Да, в соответствии с Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

 

Но всё осложняется тем фактом, что Стратегия развития в РФ отсутствует. Напоминаю, что принятая Правительством «Стратегия 2020» описывает «Сценарии» и «Прогнозы». Прогноз – это вероятность наступления того или иного события при срабатывании определенных факторов. «Прогноз» не может быть документом планирования. Планировать по прогнозу нельзя.

Поэтому, во-первых - термины, установленные в законе: «Ст. 3, п. 21) стратегический прогноз Российской Федерации - документ стратегического планирования, содержащий систему научно обоснованных представлений о стратегических рисках социально-экономического развития и об угрозах национальной безопасности Российской Федерации;» [1] «Ст. 3, п. 33) стратегия социально-экономического развития муниципального образования - документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период;» изначально неверны.

Вот «Программу», в которой описываются цели, задачи, мероприятия, ресурсы, ответственные, сроки и т.д., можно принять за документ планирования. Разработка и реализация Программы, кстати, регламентирована утвержденной Методикой.

Во-вторых. Вообще, для целей стратегического планирования, Правительство должно ввести в свою структуру «Госплан 2». «Минэкономразвития» заниматься планированием не будет, оно занимается «прогнозами» и «сценариями». Все находятся в удивлении и ждут, когда «рынок все решит». А он ничего не решит – рыночная модель себя исчерпала. Принципы стратегического планирования, описанные в Законе, не могут быть реализованы пока отсутствует «Госплан 2». Закон есть, а исполнительного механизма нет.

Есть Указ Президента РФ от 08.11.2021 № 633 «Об утверждении Основ государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации», однако, политика это, реализация возможного в рамках выработанной Стратегии (которой нет).

Поэтому, понять муниципальные власти можно в части принятия документа «Стратегии», но реального значения она не имеет. По сути, это профанация, которую нужно написать. Реально же можно исполнить только «Программу» и то, при условии, что она будет профинансирована.

Конечно, планирование должно быть трехуровневое (федеральное, региональное, муниципальное), но для этого надо понимать решение каких задач находится в компетенции данного уровня управления. Например: оборона, образование, здравоохранение, финансовая система – это государственные функции и ответственность. Поэтому на всей территории РФ эти структуры должны быть государственными, у них государственное планирование. Региональные функции - это создание инфраструктуры в регионе для экономического развития и социальной устойчивости общества и обеспечение участия населения в решении федеральных задач. Муниципальные функции – это обеспечение участия населения в решении федеральных задач, региональных задач и покрытие потребностей муниципального субъекта. Целью же всего должно быть улучшение качества производительных сил и производственных отношений.

Для примера из Стратегии г. Алапаевска:

У вас: «По данным налоговой службы за 2020 год количество субъектов малого и среднего предпринимательства составило 1152; за 2017 год – 1348, за 2018 год – 1331, за 2019 год – 1293», т.е., ежегодное стабильное уменьшение количества МСП. При этом вы пишите в Стратегии: «Прогнозируется постепенный рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства и доли численности, занятых в них работников, в общей численности работников всех предприятий и организаций». У вас логика работает? КАК можно прогнозировать рост, если вы 4 года подряд проблему не решаете?

…«протяженность дорог возросла по сравнению с прошлым годом (интересно на сколько метров??) и составляет 323,1 километра, из них с усовершенствованным покрытием – 78,68 километра, что на 0,78 километра больше (780 метров!), чем в прошлом году». Если такими темпами заниматься реконструкцией дорог, то через 10 лет у вас их вообще не останется.

У вас смертность с 2014 года постоянно растет. «В связи с этим необходимо выявить причины и принять меры по предотвращению негативных факторов»… А за 6 лет не смогли «выявить причины»? Почему решили, что сейчас сможете?

Даже миграционный поток не улучшает ситуацию на рынке труда. У вас безработица растет «За 2020 год зарегистрировано в качестве ищущих работу 2414 человек… Уровень трудоустройства на конец 2020 года составил 31,1%». Т.е., 70% работу не нашли.

Вы пишите Стратегию развития, а надо писать список реанимационных мер по восстановлению производственного потенциала. Иначе муниципальное образование рассыпится на поселки.

Поэтому я утверждаю, что подобные стратегии – банальная профанация деятельности и принимать всерьез подобные документы не стоит.



[1] Здесь и далее в «» цитаты из Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «О стратегическом планировании в Российской Федерации».