главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ПЕРВЫЕ ГОРЧАКОВ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

ГЛАВА 16. КОНКУРЕНЦИЯ С ПРЕДКАМИ

Печать

Опубликовано 25.03.2016 19:55 , Автор: Кожемякин И. Категория: Кафедра консервативной педагогики

Культ опыта предков не исключает конкуренции с предками. Не всё сделанное предками достойно принятия и воспроизводства, многое требует переделки и улучшения. Но является ли такой подход консервативным – ведь налицо принципы либеральной конкуренции.
Здесь нужно обратиться к двум вопросам: 1. откуда повелось считать конкуренцию делом либеральным? 2. почему конкуренция с предками должна вызывать сомнение?
Начнём со второго. Понятно, что тезис «Сделай лучше меня» конкурирует с «Сделай по-моему» внешне отличаются радикально, однако если не впадать в антиномию и дать последовательность тезисов, то антагонизм снимается: сначала «Сделай, как я», то есть повтори, а потом «Сделай лучше меня» - нет противоречий. Педагогика, выстроив этот порядок, начав с повторения опыта, начав с проверенного, выводит рёбенка на креатив. Это важно вот почему.
Дело в том, что принятие опыта предков – несомненное ускорение в конкуренции, вообще, когда берёшь готовое, то дело идёт быстрее. Ведь берут же дети первичные навыки - и ничего. Если ребёнок сам будет учиться заново ходить, то ему снова понадобятся сотни тысяч лет. Действительно, если предки делали успешные деревянные ложки из известного материала известными инструментами по известной технологии – то зачем начинать это искать снова? Но есть и посложнее деревянных ложек опыт – например, управление котельной. Но в этом случае ребёнка надо начать готовить не с котельной (хотя показать надо), а с простой деревенской печки, чтобы он начал работать с огнём, узнавать его мощь и коварство. Когда собственными руками он увидит, как править огнём, тогда сможет и самостоятельно.   
Иначе говоря, нет противоречий между «Сделай как я», «Сделай сам» и «Сделай лучше меня».
 
Но либеральная школа настаивает на тезисе «Сделай по-своему». Причем аж с пяти лет. Но давайте понаблюдаем, не кривит ли она душой. Самый популярный «творческий» процесс – в рисовании. Действительно музыкальный инструмент выдаст ребенок сразу с головой, а вот творения карандашом и кисточкой можно выдать за детские шедевры. Но даже здесь я предлагаю понаблюдать. Я в своё время был учителем рисования. Могу сказать, чтобы даже научить справляться с акварелью, нужно несколько уроков – чтобы просто поток акварели с кисточки не стал бегать по листу как змея. Взять каплю краски и соединить её с водой совсем непросто. И самое главное – дети никогда не восторгаются своими рисунками. Этим занимаются родители. Такой странный кульбит. Я жалею, что не оставил пару рисунков для особо тяжелых родителей, где нужно определить, что изображено - грузовик, бегемот или туча, а главное узнать, какое было задание! Чтобы они показали, как собственные фантазии выдать за детские шедевры.
О чем я говорю? О том, что пока дети не воспримут мой опыт, они ни о каком творчестве и помыслить не могут. И никогда об этом не говорят! И так в любом деле. Везде одна последовательность: «Сделай как я», а потом «Теперь сам». Нет оригинальных техник для научения ходить – как тысячи лет назад мать переставляла ножки ребенка, держа его за руки – другого не появилось. Ещё ни один ребенок в истории человечества не встал на ноги сам. Про Маугли, напомним, это сказка. 
 
Так что нет никакой либеральности в школе. Нет не было и не будет. Этап повторения опыта предков, освоения наследия будет всегда. И пытаться детей сбить с толку мантрами, что их мазня (в прямом смысле – только нужно посмотреть, как дети замызывают акварельные потёки – страстно, бурно, с отвращением) – это гениально, это креативно, это выражение свободного творчества – незамысловатая, но очень эффективная диверсия против наших детей. Причем мантра «Сделай по-своему» совсем не предполагает, что это будет лучше прежнего.    
 
И вот наступает момент истины: а может ли самостоятельно, без трёх предыдущих этапов ребенок создать новое, сделать по-своему?
Покажите хотя бы один пример в истории. Увы, история говорит одно: этапность однозначна, причем последний четвертый этап – не обязательный, он получается у талантов. Итак:
1 этап: «Сделай, как я» (повторение опыта предков)
2 этап: «Сделай сам» (пробуй перенять опыт)
3 этап: «Сделай по-своему» (пробуй свои варианты, включая неудачные и ошибочные)
4 этап: «Сделай лучше меня»
 
Иначе говоря: чтобы конкурировать с предками, нужно сначала пройти их путь, чтобы знать предмет, а уже потом улучшать и совершенствовать. Четкая внятная консервативная логика без обмана и либерального соблазна. 
Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

У нас большие п...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


ТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛ