АКТУАЛЬНО ЛИ СЕГОДНЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ ЦК ВКП-б О ПЕДОЛОГИИ ОТ 1936 ГОДА

Печать

Опубликовано 03.03.2023 07:51 , Автор: Магнитов С.Н. Категория: Кафедра консервативной педагогики

Борьба вокруг подрастающего поколения была всегда и остается по сей день. Вообще дети – это передовая: кто охватит своим влиянием детей, тот и получит своих последователей. Недаром говорят: сегодня дети – завтра народ. 
Однако многие процессы родителям, и даже учителям незаметны, именно поэтому дело выходит на политический уровень. В этом отношении интересно партийное Постановление от 1936 года о педологии.
Интерес актуален и сегодня, поскольку сегодня педология прекрасно чувствует себя в России. Более того, её пропагандист и лидер г. Амосов был в министерском кресле, сегодня выпускает одноименный журнал и пользуется благами многих фондов. То есть педология никуда не ушла. Поэтому постановление имеет актуальность и сегодня.
Прежде его публикации заметим, что педология официально просуществовала довольно длительное время – аж до1936 года. 
Вот оно.
Постановление ЦК ВКП (б) от 4 июля 1936 года "О педологических извращениях в системе Наркомпросов".
ЦК ВКП(б) устанавливает, что Наркомпрос РСФСР и Наркомпросы других союзных республик допустили извращения в руководстве школой, выразившиеся в массовом насаждении в школах так называемых "педологов" и передоверии им важнейших функций по руководству школой и воспитанию учащихся. Распоряжениями Наркомпросов на педологов были возложены обязанности комплектования классов, организации школьного режима, направление всего учебного процесса "с точки зрения педологизации школы и педагога", определение причин неуспеваемости школьников, контроль за политическими воззрениями, определение профессии оканчивающих школы, удаление из школ неуспевающих и т.д.
Создание в школе, наряду с педагогическим составом, организации педологов, независимой от педагогов, имеющей свои руководящие центры в виде различных педологических кабинетов, областных лабораторий и научно-исследовательских институтов, раздробление учебной и воспитательной работы между педагогами и педологами при условии, что над педагогами был учинен контроль со стороны звена педологов, - всё это не могло не снижать на деле роль и ответственность педагога за постановку учебной и воспитательной работы, не могло не создавать фактическую бесконтрольность в руководстве школой, не могло не нанести вреда всему делу советской школы. Этот вред был усугублен характером и методологией педологической работы в школе. Практика педологов, протекавшая в полном отрыве от педагога и школьных занятий, свелась в основном к ложно-научным экспериментам и проведению среди школьников и их родителей бесчисленного количества обследований в виде бессмысленных и вредных анкет, тестов и т.п..
Эти, якобы, научные "обследования", проводимые среди большого количества учащихся и их родителей. имели своей целью доказать, якобы, с "научной" "биосоциальной" точки зрения современной педологии наследственную и социальную обусловленность неуспеваемости ученика или отдельных дефектов его поведения.
В этих же целях действовала обширная система обследований умственного развития и одарённости школьников, некритически перенесённая на советскую почву из буржуазной классовой педологии и представляющая из себя форменное издевательство над учащимися, противоречащая задачам советской школы и здравому смыслу. Ребенку 6-7 лет задавались стандартные казуистические вопросы, после чего определялся его так называемый "педологический" возраст и степень его умственной одарённости.
ЦК ВКП(б) устанавливает, что в результате вредной деятельности педологов комплектование "специальных" школ производилось в широком и всё увеличивающемся масштабе. Вопреки прямому указанию ЦК ВКП(б) и СНК Союза ССР о создании двух-трёх школ для дефективных и дезорганизующих учёбу школьников Наркомпросом РСФСР было создано большое количество "специальных" школ различных наименований, где громадное большинство учащихся представляет вполне нормальных детей, подлежащих обратному переводу в нормальные школы. В этих школах, наряду с дефективными детьми, обучаются талантливые и одарённые дети, огульно отнесенные педологами на основании ложно-научных теорий к категории "трудных".
ЦК ВКП(б) осуждает теорию и практику современной так называемой педологии. ЦК ВКП(б) считает, что и теория и практика так называемой педологии базируется на ложно-научных, антимарксистских положениях. К таким положениям относится, прежде всего, главный "закон" современной педологии - "закон" фаталистической обусловленности судьбы детей биологическими и социальными факторами, влиянием наследственности и какой-то неизменной среды.
ЦК ВКП(б) устанавливает, что такая теория могла появиться лишь в результате некритического перенесения в советскую педагогику взглядов и принципов антинаучной буржуазной педологии, ставящей своей задачей в целях сохранения господства эксплоататорских классов доказать особую одарённость и особые права на существование эксплоататорских классов и "высших рас" и, с другой стороны, - физическую и духовную обречённость трудящихся классов и "низших рас".
 
Итак, что мы особо выделим:
1. Педологи были в школах чем-то вроде комиссаров и политработников в армии. Власть у них была политическая, что по тем временам было важнее всего.  
2. Педологи фактически определяли уровень способностей ребенка путем тестов и обследований – задолго до обучения, часто ставя на нем клеймо умственной отсталости (или наоборот умственного преимущества). 
3. Отбор еще до всякого обучения по биологическим признакам позволял не допускать «трудных» до обучения, а значит лишать их перспективы. 
 
Многие воскликнут: ну разве это как раз не консервативный подход – стратификация по уровням знаний и умений? Ведь это как раз даёт преимущество – не учить неспособных, позволяет не тратить на них время и деньги! Ход, несомненно, хитрый, способный соблазнить педагогические власти и начать формировать школы по этому признаку.
 
Я поделюсь своими соображениями, начав с того, что я бы полностью сегодня подписался под этим Постановлением. Исходя из своего опыта. И вот почему.
1. Консерватизм категорически против стратификации того, что еще себя не показало и не проявило. Это значит, что педологические исследования и тесты попросту навязывание уровня ребёнку до его настоящего проявления. Важно отметить, что все исследования ведутся именно сознания. Тогда как на практике может быть другой результат: ребенок может не ответить на тесты о различии цветовых оттенков и стать плохим, нон может не рассказать, как он разбирает и собирает велосипед, но он на ваших глазах это молча сделает лучше, чем вы сами. И по чему судить? 
2. Заказчики педологии и тестов – родители. Их обмануть успешными тестами – проще простого. Тогда что происходит? Подмена детей родителями: родители успокаиваются (у меня ребёнок талантливый - мол, дело уже сделано). Более того, это льстит родителям: ведь фактически исследуется наследственность – то, что ребёнку досталось от родителей, поэтому «купить» их на этом легче лёгкого. И ребенок, понимая это, расслабляется и бездарно проигрывает конкуренцию. Я только знаю из своей практики десятки примеров.
Консерватизм несомненно имеет установку на стратификацию результатов личных субъектных результатов. А это значит Постановление до сих пор актуально и если хотите предельно демократично и либерально: всех равный старт. А уже по финишу можно судить о талантах и способностях. У которых разные профили. Ведь ловушка теста в том, что тесты исследуют только малый сектор способностей – ещё недоразвитый (в любом случае) интеллект. Но какой, в реальности, интеллект у детей? Причём даже если интеллект у городского мальчика выше, то деревенский мальчик умеет уже физически на сто операций больше, нежели городской. Зачем нам тестировать – если можно проверить на практике и её оценить? Почему умение решить задачу противопоставляется умению плести корзины? 
 
Равный старт не значит равный финиш - именно поэтому равный старт всем, а финиш по результатам. Но если изначально сказать, что ребенок с низким айкью, то он не допускается к старту вовсе! Вот в чём хитрость. Он и не проявит себя. А если не проявит – то фактически подтвердит педологические выводы: ну вот видите, мы же тестировали. 
В этом суть отказа от педологии в Постановлении – совершенно справедливым и по сей день.