ОПЫТ ОДНОЙ КАДРОВОЙ ИЛЛЮЗИИ

Печать

Опубликовано 30.11.2021 13:27 , Автор: Магнитов С.Н. Категория: Кафедра консервативной педагогики

Есть разные кадровые школы и есть разные кадровые техники. Одни подтверждаются временем и логикой дела, другие нет. Поделюсь своей кадровой иллюзией, на которой я долгие годы основывал свою работу.
Если взять кратно, то суть кадровой техники состояла в раскрытия таланта человека и направлении этого таланта в интересах дела. То есть исходный тезис был очень красив: взаимная выгода всех сторон: человеку заказчик раскрывает талант, пестует его, выводит «в люди», а потом привлекает к Делу. По сути, формула идеальна.
Формула казалась безошибочной, но в этой формуле был один важный ошибочный дефект: было убеждение, что человек, раскрыв свой талант, увидев его мощь, популярность, деньги за него, уже никогда не сможет от него отказаться. Ведь раскрытие таланта и его применение и есть формула самореализации, о которой кричат все педагогики и школы. 
Оказалось, нет. От своего таланта масса людей отказываются легко и непринужденно, приплевав на него, на затраты, вложения, которые потребовались для его раскрытия и «раскрутки».
Отказ от таланта – деградация. Было второе ложное убеждение, что человек, возвысившись, получив отдачу от таланта, уже никогда не деградирует. Это вторая ошибка в этой формуле. Человек может деградировать, и часто с огромной скоростью и страстью, так что и тени от таланта не остаётся. Представление, что талант поведет человека в будущее, оказалось иллюзией. Человеком владеют ничтожные его свойства с гораздо большей силой, чем талант.  
Третья ошибка состояла в том, что за раскрытие таланта человек будет благодарен всю жизнь и никогда не позволит себе в сторону человека, раскрывшего талант, никаких мерзостей. Это оказалось горькой ошибкой.
После долгого анализа причин неблагодарности стало понятно, что талант человека возвышает, а значит пестует его гордыню настолько, что он сам начинает уверяться в том, что не ему раскрыли талант, а он сам по себе это сделал. Своими усилиями. А если вспомнить, что талант где-то хранился в человеке, а другой только лишь открыл их – то гордыня укрепляется.
Четвертая, самая неожиданная для меня ошибка, заключалась в том, что талант становился вреден для работы. Действительно талант искрометен, ярок, даёт допинг, а вся работа однообразна – даже та, в которой требуется талант. То есть талант, раскрытый ранее формирования деловых качеств, становится вредоносным, потому что человек начинает зависеть от допинга эмоций и требовать их, тогда как любая работа есть работа – она трудна и однообразна.   
Пятая сокрушительная ошибка заключалась в тихом убеждении, что талант как несомненно позитивное начало, нейтрализует дурные качества в человеке. Короче, была вера в воспитательную силу раскрытого таланта. Это было самым грубым заблуждением. Ничтожность и пороки способны уничтожить любой талант, как вирусы чумы.    
Но было еще и шестая ошибка. Да, такая емкая оказалась иллюзия. Смысл этой ошибки заключался в простом паразитарном тезисе: ты открыл талант  - ты и реализуй. То есть талант требует от того, кто открыл, стать его менеджером. Ты открыл – тебе и надо, ты же заказчик, так что давай. Эта поразительная метаморфоза – когда открытый талант бьёт самого открывателя, самое удивительное в этой ошибке. Оказалось, талант легко «садится на шею» и заставляет весь свет на него пахать.  
 
Мораль крушения иллюзии проста: надо тщательнее прислушиваться в мудрости предков. Понятие таланта в традиционном понимании близко к понятию кредита, займа, который человеку дан и за него надо платить всю жизнь. Талант – это только предпосылка, реализация его требует совершенно других качеств. Так вот сначала нужно увидеть эти, другие, качества.  
Это значит мораль, которая может стать важным кадровым выводом, заключается в том, что сначала нужно пестовать личные трудовые качества. Я дам свой реестр: 1. командный инстинкт (потому что все таланты реализуются трудом в коллективе) 2. способность отвечать за свои действия, не искать причины своих неудач на стороне 3. способность лично преодолевать препятствия 4. Стрессоустойчивость 5. Способность к длительным однообразным работам (потому что все работы однообразны).   
Только после утверждения этих качеств я сегодня стал бы раскрывать талант. И даже если таланты налицо, я не стал бы замечать их. Точнее, заметить можно – отмечать, озвучивать нельзя. Человеку, даже малому, сразу «сносит крышу».
Иначе говоря, раскрытие (и использование) таланта – это не начало, это конец пути становления личности.
Мораль проста: не надо торопиться раскрывать талант. И надеяться на то, что он поведёт человека в светлое будущее. Увы, поведёт не талант, а «терпение и труд – которые всё перетрут».