главная

ИСТОРИЯ - НАВСЕГДА

ИСТОРИЯ - НАВСЕ...

Рейтинг@Mail.ru
научные публикации

ПОЛУПРАВДА О ПОСЛЕВОЕННОМ ЖУКОВЕ

Печать

Опубликовано 05.12.2017 19:35 , Автор: А.В. Болдырев Категория: Кафедра стратификации героического

Неудобные моменты прикрыли лирикой
Тема деятельности Г.К. Жукова после Великой Отечественной войны в нашей стране всегда была какой-то полузакрытой. В общих чертах всё было известно: Парад Победы, опала, Одесский военный округ, Уральский военный округ, Министр Обороны, снова опала - уже навсегда, «Воспоминания и размышления». Но что касается подробностей, причин как первой и второй опалы, так и возвышения, здесь, обычно, стояла тишина. Официальные историки молчали. А слухи ходили разные. Точно также и в советском искусстве. О Жукове писали и снимали много. Но все, как правило, заканчивалось победным 1945-м. В постсоветские времена информации не прибавилось. Разве что, послевоенный Жуков мелькал в беллетристике вроде «Ликвидации».
Мы занимаемся жуковским вопросом, поэтому эстетические явления на эту тему по определению оказываются в зоне нашего внимания. Особенно, если это касается после военного периода. Именно поэтому нас заинтересовал сериал «Жуков», вышедший на экраны в 2012-м году. Еще одной причиной, почему мы обратили внимание на этот сериал, послужил его продюсер – Алексей Пиманов – публицист, известный своими выступлениями на тему истории середины прошлого века.
 
Не знаю, как для рядового зрителя, но у меня, как человека искушенного в послевоенной истории фильм вызвал недоумение. В целом сложилось впечатление, что нам хотят сказать: «Да, не всё там было гладко и пушисто, но в целом он герой и даже заслуживает сочувствия». Но давайте по порядку.
Начнем с моментов, которые явно противоречат истории. Почему-то по фильму Хрущев и Жуков до 1953-го года как будто малознакомы. Да и потом ведут себя как знакомые исключительно в деловой обстановке. Между тем известно, что в 1940-м году они вместе работали в Киеве, один возглавлял КП(б)У, а второй – КОВО и вместе они организовывали поход Красной Армии в Бессарабию. Во время Великой Отечественной войны они неоднократно встречались и вместе интриговали. Например так перекроили линию разграничения фронтов, что слава освободителя Киева не досталась Рокоссовскому. В Киеве же в 1940-м на должности наркома НКВД УССР находился Серов. Так что эти трое были не просто хорошо знакомы, но их связывали общие дела.
Идем дальше. В разговоре с Серовым пьяный В.И. Чуйков припоминает что Жуков гнал немцев под Сталинградом и под Курском. Однако этого не было. После катастрофы 1942-го года под Ржевом м до 1944-го года Жуков войсками в принципе не командовал и гнать никого не мог.
 
Как-то маловразумительно показан осенний пленум ЦК 1957-го года, где было принято решении о снятии Жукова с поста Министра Обороны. В своем изложении авторы делают упор на страхе Хрущева перед выдающимся полководцем. Упоминание о секретной специальной элитной диверсионной школе звучит так, что сразу вызывает сомнение. Хрущев истерически несет вроде бы откровенный бред. Взгляд Жукова едва ли не прямо говорит зрителю: «Не воевавшие толком партаппаратчики испугались обычного армейского процесса, и выдумали неизвестно что».
На самом деле там не только генерал-лейтенант Хрущев, но и генерал-лейтенант Брежнев, и бывший уполномоченный по борьбе с «лесными братьями» Суслов должны были покрыться холодным потом. Две с лишним тысячи элитных спецназовцев, расквартированных небольшими группами в пределах дня пути от Москвы способны много чего натворить. И о них в стране знало всего трое: Жуков, Штеменко (нач. ГРУ) и Мамсуров (зам. нач. ГРУ). Так что было чего бояться и в ЦК хватило понимания, чтобы испугаться.
 
Авторы фильма едва упомянули ХХ съезд и совершенно обошли вниманием Венгерские события 1956-го года. А ведь именно тогда, в 1956-м и к 60-летию Жуков получил четвертую Звезду Героя. За что наградили? Не только ведь за то, что перевалил на седьмой десяток?
 
Наконец откровенной натяжкой выглядят осуждение расстрела царской семьи и публичный отказ подать руку участнику расстрела Ермакову. Во-первых, сомнительно, чтобы Жуков мыслил вразрез с официальной точкой зрения на события 1918-го года в доме Ипатьева. Во-вторых, а сам-то Жуков? Первый свой Орден Красного Знамени он получил за подавление крестьянского восстания в Тамбовской Губернии (это там где его начальник Тухачевский применял против граждан своей страны и на своей территории химическое оружие). В-третьих, ему ли не понимать, что такой публичный отказ пожать руку «герою революции» означает автоматический «сигнал куда следует» с совершенно непредсказуемыми последствиями. Кроме как желанием выдержать образ Жукова в духе современных веяний, появление этого эпизода в фильме объяснить нельзя.
 
Зато в сериале очень подробно рассказано о личной жизни маршала. Да, рассказать есть о чем. Личная жизнь у него была сложная. Браки гражданские и официальные, параллельные и последовательные. Четыре дочери от трех матерей. В те годы такое характеризовалось как «моральное разложенчество». Однако в фильме неоднократно педалируется, что не он один был такой. И это все подается не как, мягко говоря, отношения на стороне, но как история любви. Маршал любил и был любим. Однако нам так подробно рассказывают о переживаниях Александры Диевны, Лидии Захаровой, Галины Семеновой, что возникает вопрос, а не отвлекают ли нас от чего-то? Не пытаются ли заполнить эмоциями вопросы, которые возникают после просмотра исторической линии фильма.
 
Еще зритель видит, как Жуков разглядел и помог начинающему певцу Борису Штоколову. Сначала фактически принудил бросить летное училище и поступить в консерваторию в Свердловске, а потом еще оказывал содействие в столицах.
 
Интересно было увидеть на экране Михаила Пилихина – двоюродного брата Жукова, одного из самых близких ему людей. До этого сериала о нем мало кто знал. В стране.
 
Теперь попробуем порассуждать. С одной стороны, в СССР и современной России Г.К. Жуков был и остается символом Победы. Ставятся памятники, открываются доски, снимаются фильмы, проводятся конференции. С другой – идет процесс раскрытия фактов, которые, так сказать, «не вписываются» в официальные установки. И процесс этот ширится. Как быть официальной власти? По всей видимости, приходится запускать процесс медленного, постепенного раскрытия всех подробностей жизни маршала-символа, что и сделано в сериале.
Лаборатории и Программы


ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

ЛЮДИ-ТИТУЛЫ

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ доктринальная серия


CONSERVATISMНАШ СОВРЕМЕННИК  БЁРКПОППЕРИОН основания для верификации государствКОНСЕРВАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА
Международные конвенции


ФОТОГАЛЕРЕЯ

Дипломатия крас...

РЕАЛИЗАЦИЯ КНИГ тематическая серия


МонархияТАНКИ ПОБЕДЫ сборник статейАнтиголливудПОЛИТИЧЕСКИЙ  РОК-Н-РОЛЛДипломатияИнтеллигенция